Накануне тысячелетия Казани в народе ходила такая шутка: «Еще неизвестно, есть ли жизнь после Миллениума». Теперь же город живет в предвкушении 2013 года. О том, как изменится город после него года, и является ли Универсиада целью или все-таки средством к тому, чтобы жить в городе стало лучше, удобней и безопасней, «Татарстану» рассказывает теперь уже дважды мэр Казани Ильсур Метшин.
О том, есть ли жизнь после Универсиады
- Если кратко, скажу – это будет совсем другая Казань, с качественно иным уровнем развития городской инфраструктуры. С новыми спортивными сооружениями, дорогами, транспортными развязками, пешеходными переходами и паркингами. С новым метро, аэропортом и железнодорожным вокзалом. Причем все намеченное, судя по отношению Президента РТ, по темпам и качеству работ, мы сделаем раньше срока.
Не забывайте, что в 2018 году в Казани будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу – события, которое многие по масштабу и значимости в мире спорта ставят даже выше Олимпиады. Опыт других стран, принимавших у себя студенческие игры – летние или зимние, показывает, что уже со следующего года в программных видах спорта в этих городах проводятся мировые и европейские первенства. Так что мы, с нашей спортивной и транспортной инфраструктурой, будем просто «обречены» на проведение здесь соревнований как минимум в последующие десять лет.
Но хотя Универсиада является для Казани сегодня мегапроектом номер один, мы знаем, как будет развиваться город и после 2013 года. Уверен: очень скоро мы вырастем из своего звания третьей столицы России. Строительство дорог, спортивных сооружений, гостиниц, реконструкции аэропорта и перенос железнодорожного вокзала позволят Казани в дальнейшем проводить у себя самые престижные бизнес-мероприятия, культурные и политические форумы, вплоть до Двадцатки и Большой Восьмерки.
- И тысячелетие Казани, и Универсиада – хорошие поводы для привлечения средств, прежде всего, федеральных. Можно ли уже сегодня говорить о деньгах, которые «придут» в Казань в ходе подготовки к ЧМ-2018?
- Пока говорить о конкретных цифрах рано, но уже сейчас ясно, что речь идет о десятках миллиардов рублей. И это не только федеральные деньги – это и средства республиканского бюджета, и средства частных инвесторов. Суммарный же объем инвестиций до 2013 года – порядка ста миллиардов рублей. Но для меня как для мэра важны не деньги сами по себе – куда важнее те изменения, которые переживает город. Меняется среда, а вместе с ней меняются и жители Казани. Так что Универсиада – это не цель, а всего лишь средство для достижения этой цели.
О дорожном вопросе
- Транспортная составляющая – одна из ключевых в оценке комфортности проживания в городе…
- Сейчас – безусловно. Но она стала таковой с резким, по сути, взрывным увеличением количества автомашин в городе. Если Европа и Америка период взрывной автомобилизации прошли в 70-х, то мы сейчас находимся на самом его пике. Судите сами – еще 10 лет назад, в 2000 году, весь городской автопарк составлял 140 тысяч автомобилей. А к настоящему моменту в Казани зарегистрировано 282 тысячи машин. С одной стороны, доступность, когда чуть ли не каждый второй студент, оплатив 30 тысяч, может купить машину в кредит – это хорошо. С другой – это серьезная проверка города на прочность. У нас не было другого выхода, кроме как начать менять дорожную инфраструктуру столицы. Если не кардинально, то весьма серьезно. Настолько серьезно, что в ближайшие 20 лет, по моему мнению, дорожный вопрос для жителей Казани уже не будет болезненным и острым. Если, конечно, не произойдет кратного увеличения числа автомобилей на дорогах.
- Насколько я знаю, разрабатывая программу реформирования улично-дорожной сети, город прибегнул к помощи санкт-петербургского научно-исследовательского и проектного института транспортного развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ). Хотя у многих концепция, разработанная питерцами, вызывает, мягко говоря, нарекания.
- Естественно, разрабатывая такого рода концепции и составляя долгосрочные прогнозы, мы не пальцем в воздух тычем. И санкт-петербургский НИПИ ТРТИ – далеко не единственный, к кому мы обратились. Мэрия Казани работает с лучшими профильными научно-исследовательскими институтами страны и зарубежья, с Управлением ГИБДД, с общественными организациями, с автовладельцами и крупными перевозчиками. За три года в строительство и реконструкцию улично-дорожной сети будет вложен в общей сложности миллиард евро. Это не те деньги, которыми можно размениваться по мелочам. Ну, а после реализации этой программы таких глобальных ежегодных денежных вложений будет уже не нужно. Из действительно крупных и утвержденных Генпланом проектов нам останется построить мостовой переход от улицы Чистопольской, между водным и футбольным стадионами на Абжалилова, в районе ресторана Акчарлак, и завершить строительство Вознесенского тракта с выходом на трассу М-7. Это будет стоить несколько миллиардов рублей. Остальное – ежегодно строить одну-две развязки, пешеходные переходы. И по продуманности и связности дорожной сети Казань окажется впереди России всей.
- Ильсур Раисович, дороги дорогами, но есть еще проблема общественного транспорта.
- Какая? Какие проблемы есть в этом плане у Казани, которых нет у других крупных российских городов? Вы, наверное, забыли, как люди давились в убитых ПАЗиках и Газелях, а ведь это было совсем недавно. Несколько лет назад в городе изменилась маршрутная сеть. И ее мы выстраивали, основываясь на данных всевозможных опросов и исследований. Да, для кого-то она, может быть, несовершенна, но угодить всем невозможно, и тех, кто недоволен маршрутной сетью, сейчас не более пяти процентов от общего количества пассажиров. Эта система живая, подвижная, и небольшие изменения в нее вносятся постоянно.
- А как же культура обслуживания в общественном транспорте?
- Откуда, вы думаете, взялись водители красных автобусов? Все с тех же ПАЗиков и Газелей. И того, кто привык садиться за руль в майке-алкоголичке или тельняшке, кто курил в салоне, включал по полную мощность блатное радио, за один день нельзя перевоспитать. Я очень редко езжу в общественном транспорте, и, тем не менее, вижу, как водитель едет с нарушениями всех правил и возмущаюсь не меньше вашего. Но это же наши люди, казанцы. Это та самая болезнь роста внутренней культуры, и меняться она может только вместе с общегородской средой. И, тем не менее, вместе с руководителями транспортных предприятий, мы уделяем этому огромное внимание.
О ремонте и чистоте
- Если продолжать тему комфортного проживания в городе, невозможно обойти тему состояния городского жилого фонда. В частности, программы капитального ремонта, которую город реализует уже на протяжении трех лет.
- По значимости, по своей масштабности программу капремонта я могу сравнить разве что с программой ликвидации ветхого жилья, благодаря которой в одной только Казани новоселья отметили 37 тысяч семей. Посредством капитального ремонта мы, не переселяя, улучшили жилищные условия уже свыше ста тысяч семей! В Казани были и есть дома, которые не ремонтировались по 70 лет. Мне из окна рабочего кабинета в Ратуше виден дом, построенный в 37-ом, который впервые был отремонтирован только в позапрошлом году. В этом году в городе, с момента начала капитального ремонта, будет заменен тысячный лифт. Никаких собственных и заемных средств не хватило бы, чтобы запустить программу капремонта и осуществлять ее на протяжении нескольких лет. Хотя в свое время российский Минфин заявил, что капитальный ремонт – проблема муниципалитетов. Это было, напомню, в 2007 году, когда на выездном заседании Госсовета Минтимер Шаймиев поднял вопрос капитального ремонта. И Владимир Путин, еще будучи Президентом РФ, на реплику Минфина ответил: «Люди-то наши».
- В течение какого срока планируется ликвидировать недоремонт городского жилого фонда? И какая его часть находится в состоянии хронического недоремонта?
- У нас около двух с половиной тысяч жилых домов по-прежнему нуждаются в капитальном ремонте. Если темпы и объемы финансирования сохранятся на уровне 2010 года, мы справимся с этой задачей в течение восьми лет. Повторю – если сохранится финансирование. Этот вопрос сейчас Дмитрий Медведев обсуждает с российским правительством. Мы, конечно же, надеемся на поддержку и понимание центра и со своей стороны заявляем о готовности республиканского и муниципального софинансирования программы капитального ремонта.
- Общеизвестный факт, что в Казань по программе капитального ремонта привлекается гораздо больше средств, чем в регионы, сопоставимые со столицей Татарстана по уровню социально-экономического развития. Мы так хорошо умеем просить?
- Мы умеем убеждать и доказывать, причем свою правоту подкреплять конкретными доводами. Занимается этим и Правительство Татарстана, и региональное Министерство ЖКХ, и лично Рустам Минниханов. Мы вовремя готовили и предоставляли проектную документацию, дефектные ведомости, правильно и вовремя заявлялись на участие в программе на следующий год, и также правильно и вовремя о полученных деньгах отчитывались. Между тем, есть регионы, которые до сих пор не могут отчитаться за 2008-2009 годы, следовательно, и денег они больше не получали. А мы за три года с момента начала действия программы потратили на капитальный ремонт казанских домов шесть миллиардов рублей Результат, действительно, известен всем: Татарстан, и Казань в частности, по сравнению с другими регионами и денег получили кратно больше, а, следовательно, и сделали не просто больше, а больше в несколько раз.
- А что с экологией? Не может быть город комфортным, если в нем мало зелени, если дышать нечем. И горожане, мягко говоря, недовольны, когда видят, как на месте строительства, например, пешеходного перехода вырубается аллея или роща.
- Согласен. Не бывает больших строек без «жертв». Но мы восполняем эти потери. За последние пять лет в Казани было высажено около 110 тысяч деревьев. И эта кампания, - а не кампанейщина – проходит ежегодно и планово. Возникает встречный вопрос: а что сами горожане сделали для того, чтобы их город был зеленым и чистым? Мы, конечно, стараемся привлечь студентов, школьников, работников крупнейших предприятий, но люди, увы, по большей части по-прежнему пассивны, и на такие работы они идут в добровольно-принудительном порядке.
Но! Казань, будучи промышленным центром, тем не менее, не входит в «топ» экологически неблагополучных городов: суммарный ежегодный выброс вредных веществ в атмосферу составляет 136 тысяч тонн на более чем миллионное население. Из этого количества порядка 30 тысяч тонн приходится на два предприятия – «Оргсинтез» и «Нэфис-Косметикс». И 100 тысяч тонн – это автомобильные выхлопы. Чтобы снизить нагрузку на окружающую среду мы перевели весь городской общественный транспорт на Евро-3. А это – минус 10 тысяч тонн вредных выбросов в год. Замечу, ни один российский город, в том числе, Москва и Санкт-Петербург, этого не сделал.
Каждый день Казань принимает до полутысячи междугородних автобусных рейсов. Чтобы минимизировать воздействие на экологию, мы выносим автовокзалы за пределы города: один уже работает на въезде в Казань со стороны Оренбургского тракта, два других - в Дербышках и на Горьковском шоссе – сейчас проектируются.
Наконец, Казань - опять же, единственная в России - перешла на полную переработку и брикетирование бытовых отходов, построив для этого мусоросортировочный комплекс и новый полигон для их захоронения.
- В период разработки нового Генплана Казани много говорилось о необходимости выноса за пределы городской черты крупных промышленных предприятий. Произойдет ли это?
- А как вы себе это представляете? Как можно «подвинуть» те же «Оргсинтез» или «Нефис-Косметикс»? Другое дело, небольшие предприятия строительного комплекса. Но усилий администрации или политических решений здесь и не понадобится – это сделает рынок. Технологии устаревают, и построить новый завод на новом месте дешевле и проще, чем реконструировать старый. По этой дороге уже прошли Париж и Лондон, сейчас эти процессы происходят в Москве, и Казани этого пути тоже не избежать.
О том, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным
- Ильсур Раисович, в прошлом году в Казани была объявлена «Пятилетка здоровья». Это просто призывы типа «Бросай курить, вставай на лыжи», или есть конкретные прогнозы и планы - с цифрами, процентами, рублями?
- Конечно. За пять лет средняя продолжительность жизни казанцев должна вырасти на три года (до 66 лет у мужчин и до 78 – у женщин). За это время будут отремонтированы или построены «с нуля» 25 учреждений здравоохранения (только на строительство новой больницы скорой помощи мы тратим несколько миллиардов рублей). Но я хотел бы еще раз привести статистику, которая не единожды озвучивалась самыми авторитетными специалистами в сфере здравоохранения. Здоровье населения только на 15 процентов зависит от уровня развития здравоохранения, на 35 – от генетики и тех социальных условий, в которых он живет, и на 50 (!) – от отношения человека к своему здоровью и от образа жизни. И если человек выкуривает по пачке сигарет в день, на завтрак ест копченую колбасу с газировкой, а вся его физическая нагрузка сводится к короткой пробежке от подъезда до автомобиля и от автомобиля до офиса, никакие дорогие клиники, умные врачи и современное оборудование изменить качество жизни не помогут. Поэтому в «Пятилетке здоровья», которая является логичным дополнением и продолжением Нацпроекта, огромное значение придается пропаганде. Город создает условия для профилактики, качественного и быстрого лечения, оперативного вмешательства, и, что немаловажно, для занятий спортом по месту жительства. Но и сам человек должен захотеть жить долго и качественно.
- Если Казань в последние годы превращается в культурную и общественно-политическую «мекку» страны, то в области образования она давно уже стала таковой. Как будет развиваться казанская научная школа в обозримом будущем, учитывая, что Казанский университет теперь является федеральным, а два других вуза города – КАИ и КХТИ – получили статус всероссийских научно-исследовательских центров?
- Данный вопрос скорее не ко мне, а к профессорско-преподавательскому составу казанских вузов. Это в их руках маркетинговая политика в образовании. Мы наштамповали юристов и экономистов, которые никому не нужны. А необходимо воспитывать специалистов, к которым выстраивается очередь из работодателей. Население округа – 20 миллионов человек, и я был бы счастлив, если бы в Казани собирались 300 тысяч из них. Если бы в городе царил тот самый университетский дух, который как магнитом привлекал к себе самых молодых, самых умных, самых креативных.
Посмотрите на мир. Границ практически не осталось. Люди из Америки едут на работу в Австралию, из Европы – в Японию. Следующий этап – открытая для всего мира Россия. И одним из центров притяжения должна стать Казань, у которой огромное научное и культурное наследие. Причем лидировать мы должны не только в академической науке, но и в уровне внедрения открытий и изобретений в производства. И не только в наши – мировая промышленность должна черпать знания отсюда. Без вариантов.
О приятном
- Ильсур Раисович, существует ли в мире город, после посещения которого вы для себя решили – Казань должна стать такой же?
- Существует, и имя ему – Казань. Она не должна никого копировать, не должна и не будет ни на кого похожа. У нее свой облик, своя история, свои люди со своим образом мыслей. Другое дело, отдельные отрасли городского хозяйства хотелось бы подтянуть до стандартов старейших городов мира. Парки сделать такими же, как в Лондоне. Культурную жизнь сделать такой же насыщенной и значимой, как в Вене. Дорожно-транспортную инфраструктуру – такую же, как в китайском Шеньжене... И я постараюсь сделать все, чтобы Казань встала в один ряд с самыми крупными мегаполисами, не потеряв при этом своего неповторимого облика.
- Спасибо. И на прощание – ваши пожелания читателям «Татарстана», отметившему недавно свое 90-летие.
- Аудитории пожелаю продолжать читать «Татарстан» - качественной прессы не так много, как хотелось бы, но «Татарстан», к счастью, в ее числе. А редакции – продолжать лидировать на рынке масс-медиа и работать в созидательном ключе. Пусть издание сохраняет свое, ни на кого не похожее лицо. Креативьте. Будьте на острие событий. Критикуйте власть, когда она этого заслуживает. Многие ваши братья по перу путают понятия гласности и вседозволенности. Вам этого, к счастью, удалось избежать. Так что сохраняйте свою открытость. С юбилеем!
Татьяна Колчина
Опубликовано в январском номере журнала «Татарстан»