(Город Казань KZN.RU, 7 декабря, Диляра Гафурова). Сегодня
на Международном архитектурно-строительном форуме «Казаныш» Мэр Казани Ильсур Метшин объявил о старте
пилотного проекта «Дорога в школу». Он позволит создать безопасную и комфортную
среду для детей и подростков на маршрутах следования к образовательным
учреждениям при их непосредственном участии. Глава города поручил главам
районов запустить проект в пилотном режиме уже в следующем году.
«У меня, как у Мэра, и всей нашей команды есть прикладная
задача – найти на форуме решения, которые можно внедрить в городе уже на
следующий год. Большой потенциал я вижу в проекте «Дорога в школу». Предлагаю
реализовать его пока в пилотном варианте – по одному такому проекту в каждом
районе города. Поручаю главам районов обратиться к школам, родительским
комитетам и детям с этим предложением. Нам крайне важно, чтобы дети приняли в
этом проекте активное участие. И там, где будет наибольший отклик, мы внедрим
этот проект», – заявил Ильсур Метшин.
Презентация
проекта состоялась на пленарной сессии «Дорога в школу: вместе весело шагать», модератором которой выступила главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина. Участники встречи обсудили исследование компании «STEP. Транспортные решения», в ходе которого эксперты провели анализ школьных
маршрутов учащихся школ №132 и №103. Образовательные учреждения расположены в
25-м квартале Ново-Савиновского района Казани. Особенность этой территории в
том, что она находится в функциональной зоне многоэтажной жилой застройки и имеет
высокую транспортную доступность.
При анализе прилегающих территорий этих школ специалисты выделили
основные проблемы. Среди них – отсутствие тротуаров на участках
внутриквартальных проездов, хаотичная парковка, отсутствие твердого покрытия на
наиболее востребованных тропинках на пути в образовательные учреждения. Как отметила
Ильсияр Тухватуллина, такие «препятствия» встречаются практически на всех школьных
маршрутах Казани. «Исходя из анализа популярных маршрутов у детей мы сами можем
обеспечить их безопасность, однако преобразовать пространства мы можем только
совместными усилиями», – отметила она.
Директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей
Смирнов выделил четыре кейса для решения проблемы на примере организации пространства
квартала: создание транзитной связи как базовой единицы всей
системы пешеходных маршрутов, организация транзитной связи с включением
небольших типовых мест для отдыха, открытие покет-парка или «карманного» парка,
а также обустройство плоского паркинга для жителей. Таким образом, на
проблемной территории удастся не только обеспечить безопасность и комфорт
передвижения учащихся, но и создать рекреационные зоны для них.
«Существующие застройка и принципы размещения автомобилей,
которые в том числе использовались при проектировании в прошлом столетии, уже
не позволяют соответствовать нормам организации дорожного движения и обеспечить
взаимовидимость водителей и пешеходов. Конечно же, все это можно и нужно менять»,
– подчеркнул Алексей Смирнов.
Главной идеей проекта «Дорога в школу» станет вовлечение подрастающего
поколения в процесс проектирования их ежедневного маршрута. Подробнее о том,
насколько важно организовать работу с детьми и их родителями, рассказал главный
архитектор проекта «Дорога в школу», сооснователь и педагог студии «ФА-САД», член Союза
архитекторов России Валерий
Салихов.
Мэру города были представлены две схемы, касающиеся
обустройства школьных пешеходных маршрутов. В проектах предусмотрены цветные
дорожки, индивидуальное освещение, особое покрытие, а также организация
безопасного плана движения пешеходов при помощи устройств надземных сооружений.
В качестве примера Валерий Салихов представил концепцию создания пешеходного
моста через шоссе в виде фигуры дракона от студии «ФА-САД».
По словам Валерия Салихова, при обустройстве школьных
маршрутов важно учитывать возраст учащихся. Например, ученики младших классов несамостоятельны,
поэтому для них необходимо создавать запоминающиеся пути. У учащихся средней
школы интерес вызовут различные дорожные препятствия, а школьный маршрут
старшеклассников должен быть рационально выверенным. При этом идеи могут
предлагать сами дети, достаточно запустить конкурсы в школах: на лучшие малые
архитектурные формы, арт-объекты, навигационные элементы, элементы дизайна и
так далее. Таким образом профессиональная среда архитекторов сможет учитывать
мнение подрастающего поколения.
«По сути мы занимаемся не проектной деятельностью, а
социологическим исследованием. Все вместе это вырастает в большой, глобальный
проект – в этом весь смысл. Наша базовая цель – показать на примере «Дороги в
школу», что к соучаствующему проектированию можно привлекать детей», – отметил главный
архитектор проекта.
Напомним, Международный архитектурно-строительный форум
«Казаныш» проходит в Казани с 5 по 7 декабря. В крупнейшем урбанистическом
конгрессе участвуют иностранные делегаты, в том числе мэры крупнейших городов,
архитекторы, урбанисты и другие международные специалисты. В форуме участвуют
более 200 спикеров из России, эксперты из стран БРИКС – Китая, Ирана, Индии,
ОАЭ – всего более 5 тысяч участников. Также запланирован визит представителей
Катара и Турции. Основная тема форума – «Отражение идентичности» – раскрывается
во всех его ключевых треках. В программе – обсуждения и презентации
международных кейсов, связанных со стратегиями развития городов и сохранения их
уникального кода, привлечения креативных кадров, влияния крупных транспортных
проектов на развитие регионов и природных территорий, редевелопмента
производственных зданий и зон, и многое другое.