В Татарстане планируют ввести День чиновника. Идея введения такого праздника прозвучала во время заседания Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики. Смогут ли эти меры поднять статус госслужащих и повлиять на снижение коррупции? Мэр Казани Ильсур Метшин высказал свое мнение по этому поводу в очередном материале авторской колонки «Мнение» в новом номере журнала «Деловой квартал».
В вопросе, стоит ли отмечать День государственного и муниципального служащего или, как говорят, День чиновника, явственно ощущается некий иронический подтекст. Думаю, что в желании людей, профессионально занимающихся управлением, отметить раз в году свой корпоративный праздник ничего зазорного нет. Собраться, напомнить друг другу, что «служащий» берет свой корень от «служения», служения людям, обществу, государству – ну что тут необычного и экстраординарного?
Конечно, чиновников часто критикуют, они и вправду далеки от идеала. С другой стороны, кто идеален? Скажем, студенты – все ли они ведут высоконравственный образ жизни, честно и на «отлично» сдают экзамены? Наверное, не все, однако это не мешает нам весело отмечать Татьянин день.
Или взять журналистов, вы лучше меня знаете достоинства и недостатки своих коллег. Положа руку на сердце, всегда ли они компетентны, беспристрастны и, прощу прощения, элементарно грамотны? Сомневаюсь, но, тем не менее, мы с удовольствием вместе с вами празднуем День российской печати.
Недавно я просматривал календарь государственных праздников. Боже, каких только Дней у нас нет! Многие ли знают, что 5 мая прошел День шифровальщика и одновременно День водолаза?
Словом, мы все - люди, стало быть, все несовершенны, но все мы стремимся к признанию и уважению, а также к тому, чтобы стать лучше. В этом и заключается смысл профессиональных праздников, как я их понимаю.
Теперь о борьбе с коррупцией. Это огромная проблема для всей страны, поэтому было бы смешно и наивно думать, будто она имеет место повсюду, но только не в исполкоме города Казани. Мы не утешаемся иллюзией, будто малое количество выявленных у нас случаев означает полное или даже относительное благополучие в этой сфере. Так что мы не станем меряться ни, как это принято, со «средним по России», ни со многими российскими городами, сотрясаемыми коррупционными скандалами. На каждый выявленный случай коррупции приходится десять-двадцать латентных.
С другой стороны Казань не может быть тихой гаванью в этом вопросе. В нашем городе идет массовое строительство, зарождаются новые проекты. Великий соблазн для нечистых на руку чиновников. Работы в частности по муниципальным заказам должны быть чисты и прозрачны. Начиная с 2006 года, все сотрудники Исполнительного комитета Казани, все претенденты на работу в нем в обязательном порядке проходят кадровый аудит. Система позволила, во-первых, принимать на работу людей новых людей, исходя из их профессиональных качеств.
А во-вторых, по результатам кадрового аудита уже работающих чиновников, определены группа успешных сотрудников, это почти 45%, 90 человек из них были повышены в должности. Также выявлена и группа риска – порядка 10% – те сотрудники, которые в силу своих деловых качеств не соответствовали занимаемой должности. Таким мы предлагаем переобучение, повышение квалификации. 100 человек из этой группы риска так и не смогли повысить свою квалификацию и вынуждены были уволиться.
Мы первыми в России начали применять для проверки служащих детектор лжи. С 2007 г. такую проверку прошли уже более 1000 муниципальных служащих. 80 человек оставили свои должности по результатам тестирования.
Но это не панацея. Знаете, еще со студенческих юрфаковских лет мне врезалась в память фраза Герцена: «Если бы в России строго выполнялись все законы, и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна». Жуть, если вдуматься. В этом смысле Россия – страна с отягощенной наследственностью. И только шарлатан будет обещать, что мы победим эту застарелую и страшную болезнь легко и быстро.
Не буду перечислять все законы и программы по борьбе с коррупцией. Взять, например, ФЗ «О противодействии коррупции». Для меня в нем самое главное – профилактика, то есть создание условий, при которых взятка бесполезна, а значит – невозможна. Простой пример – ЕГЭ. Бессмысленно делать подношения учителю или преподавателю вуза, если они не могут «натянуть» нужный балл. К этому мы и стремимся.
Мы ввели электронный документооборот. У нас круглосуточно функционирует Интернет-приемная. На городском портале размещаются все постановления и распоряжения, так что никто не может сказать, что муниципалитет что-то прячет или утаивает. На моем личном сайте почти ежедневно появляется видео: что мэр делает, какие объекты посещает, о чем разговаривает с жителями. Онлайн-конференции и прямые эфиры которые становятся постоянными, это тоже шаги в направлении открытости власти.
И еще, я на 150% согласен со словами Президентом Медведева в том, что: «коррупция должна быть не просто незаконной, она должна стать неприличной». Да, с одной стороны, до понимания этого нашему обществу еще тянуться и тянуться. Но, с другой, как же ей стать стыдной и неприличной, если мы все не станем ее осуждать?
«Деловой квартал», №10 (54), 17.05.2010