Тезисы доклада мэра г.Казани Ильсура Метшина на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки
«Образование Республики Татарстан: состояние, проблемы и перспективы развития»
(19 августа 2009 г., Казань, шк.№ 177)
Как мэр столицы нашей республики я, как и все мои коллеги хочу, чтобы система образования Казани была лучшей в Татарстане и одной из лучших в России. Наш город должен стать учебным, научным, образовательным центром Поволжья и Урала, городом реализации надежд, городом будущего.
Наша задача, задача органов местного самоуправления, состоит в том, чтобы каждый ребенок имел возможность получить бесплатное среднее образование. Мы должны создать все условия для этого – иметь необходимое количество школ, обеспечить их содержание и оборудование, безопасность учащихся, их питание…
Сфера образования на сегодняшний день развивается в усиленном темпе. За последние годы в этом направлении в Казани сделано многое.
В 2007 - 2008 году введено в эксплуатацию 14 объектов образования, в том числе 6 детских садов (3 новых детских сада и 3 после реконструкции), а в 2009 году ведется строительство еще 5 объектов.
Построены новые, современные школы – 175-я, 177-я, в которой мы сегодня собрались. После реконструкции введены кадетская школа, лицей им.Лобачевского. 1 сентября откроет свои двери школа №33 в Авиастроительном районе.
По сравнению с прошлой «пятилеткой» (2000-2005 год) за период с 2006 по сегодняшний день вдвое (с 500 миллионов до 1 миллиарда рублей) увеличили объемы финансирования на капитальный ремонт наших школ.
Казанские школы оснащены компьютерами, (если в 2005 году на один компьютер было 26 учеников, то теперь вдвое меньше - 14), интерактивным оборудованием, современными лабораторными кабинетами.
Ведется серьезная работа в сфере охраны здоровья школьников, развития физической культуры и детского спорта. В Казани установлено 130 хоккейных коробок (в том числе 71 с пластиковыми бортами), на которых и зимой и летом играют в футбол, хоккей, баскетбол и волейбол и школьники, и жители близлежащих домов. В прошлом году в массовых спортивных состязаниях приняло участие свыше 30 тысяч школьников. В шесть раз выросло число участников турниров «Золотая шайба» и «Кожаный мяч» (в 2006 году в этих соревнованиях принимало участие 28 команд - 500 участников, то сегодня число команд выросло до 150 - 3000 детей).
Серьезное внимание уделяется организации здорового питания. Полностью заменено оборудование школьных столовых. Достраивается 4-й по счету комбинат школьного питания.
Внедряются современные технологии, сбалансированное меню. С 37% в 2005 году до 82% в 2009 году увеличился охват школьников горячим питанием.
В условиях кризиса, городские власти сохранили на прежнем уровне стоимость школьных обедов, бесплатное питание детей из малообеспеченных семей.
Меры поддержки талантливых учителей и победителей олимпиад дают свои результаты. Трижды казанские школы становились лучшими школами России (в 2004 году - гимназия № 7 Ново-Савиновского района, в 2007 году - лицей № 159 Советского района, в 2008 году - школа № 146 Ново-Савиновского района).
Уже в 2009 году 12 казанских школ стали победителями и призерами республиканских конкурсов в различных номинациях. Гимназия № 6 стала абсолютным победителем, ей доверено представлять Татарстан во Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России».
Мы признательны нашим учителям за то, что в то непростое время, которое переживала наша страна, они сохранили школу, они продолжали, несмотря ни на что, работать и учить наших детей, но сегодня мы видим, как быстро все меняется – экономика, условия жизни, требования к специалистам, технологии. Мы должны стать конкурентоспособными в производстве новых знаний, и мы должны быть уверены в том, что наша школа даст нам необходимые для этого кадры.
При поддержке Президента и Кабинета Министров республики, Мэрия города совместно с Всемирным банком в 2007 году приступила к реализации проекта «Развитие системы высшего образования в городе Казани», цель которого - вхождение наших ведущих вузов в лидеры по России и преобразование системы высшего образования Казани в один из важнейших факторов инновационного развития города и республики.
Диагностическое исследование системы показало, что:
1. Существующая система высшего образования сегодня не обеспечивает должного вклада в формирование научного, экономического и социально-культурного потенциала города и республики;
2. Эксперты отметили снижение общего уровня системы в результате неэффективного использования интеллектуальных, финансовых, информационных ресурсов, отсутствия современных технологий образования и, как следствие, отток молодых талантливых специалистов и ученых;
3. У наших вузов слабые связи с ведущими зарубежными и российскими образовательно-научными центрами.
Первые итоги проекта:
Прежде всего, удалось помочь вузам сформировать стратегические планы развития. Недавно они были презентованы Всемирному банку и Правительству республики и получили высокую оценку. Вместе с тем это только первый шаг - планы должны стать реальностью.
В июле во время визита директора Всемирного банка в России г-на Роланда была достигнута договоренность о реализации совместного проекта в области общего образования. Казань предложена в качестве площадки реализации этого проекта.
Очевидно, что для этого сегодня должна меняться не только школа, должен измениться главный участник образовательного процесса – учитель.
Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими кадрами составляет в среднем по городу 97%. Это хороший количественный показатель. Но главная задача - обеспечить качество педагогической деятельности.
Нельзя считать кадровую задачу выполненной до тех пор, пока наряду с опытными, состоявшимися педагогами, в школу не придут молодые специалисты - амбициозные, готовые к инновациям, хватающиеся за новинки, использующие Интернет и новейшее лабораторное оборудование, современные приемы мотивации ученика.. Но пока статистика беспристрастна: педагогов в возрасте до 30 лет в школах г. Казани всего 17,4 %, молодых специалистов со стажем работы до одного года – 2% (для справки: педагогов старше 60 лет - 17.5%, от 50-60 лет- 21%). Сложившееся положение нельзя считать нормальным.
Решение этой проблемы в масштабах города невозможно то без сильного методического центра. Единая, грамотная методика сможет сбалансировать урок так, чтобы он сочетал и добрые традиции российской школы, и инновационные формы обучения.
Наличие жестких федеральных стандартов образования затрудняет проведение реформ и внедрение инноваций в образование. Сохраняя единую федеральную политику в сфере образования, на уровне регионов должна быть предусмотренная законом возможность самостоятельно регулировать некоторые стандарты, внедряя инновации и реформы с учетом местных особенностей.
В преподавании «точных» дисциплин очень мало практики. Для того чтобы сделать преподавание этих дисциплин интересным, а главное, полезным, нужен «школьный политех», объединяющий основы разных технических специальностей – причем в зависимости от ресурсов и потребностей региона. Где-то это лазерные технологии, где-то переработка нефти и газа, автомобилестроение или роботехника, нанотехнологии. Для этого нужны специальные кабинеты со станками ЧПУ, имитаторами технологических процессов, стендами, конструкторами. У нас уже есть прекрасные, но, к сожалению, пока единичные примеры продуктивного сотрудничества вузов и предприятий города с некоторыми школами в этом направлении. Нужно прививать молодому поколению любовь к кружковой работе.
Не случайно первенство во всемирных олимпиадах по изобретательству давно и прочно закрепилось за школьниками из стран-лидеров естественнонаучного образования – Китая, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Финляндии.
Все граждане России - 10 лет в школе и, как минимум, 2 года в вузе изучают иностранный язык. Однако процент говорящих по-английски, среди наших специалистов с высшим образованием намного меньше, чем процент разнорабочих, говорящих по-английски, в странах третьего мира!
Наши педагоги из-за несовершенства методик и учебников, владеют лишь «обслуживающим» языком, и не всегда способны пообщаться на другие темы, обеспечить погружение в языковую среду.
Поэтому необходимо привлекать к преподаванию иностранного языка учителей принципиально иного формата, работающих в рамках международных экзаменов, способных использовать в учебном процессе видео, аудиоинформацию, интерактивное оборудование, интернет.
Иностранцы, с учетом кризиса, не прочь и сами приехать на работу в Россию. И не только преподавателями – они могут вести курсы иностранного языка для руководителей и специалистов на коммерческой основе. Кроме того, их опыт мог бы быть полезен при создании школ международного уровня.
В Казани – мегаполисе, который должен быть инвестиционно привлекательным, особенно в рамках подготовки и проведения Универсиады, могут и должны появиться такие школы, узнаваемые мировым сообществом, с мировой «маркой» - так называемые школы мирового бакалавриата (IBO). Туда с удовольствием отдадут учиться своих детей консулы, приглашенные игроки из зарубежных спортивных клубов, архитекторы, бизнесмены.
Международный бакалавриат – неправительственная международная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. В IBO – 2408 школ в 131 стране мира, в том числе 16 – в России – в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Красноярске, Владивостоке и в Перми, где их уже 3 и финансируются они за счет областного бюджета, и именно в Перми находится координационный центр IB-школ стран СНГ.
Эти школы вынуждены постоянно совершенствоваться, поскольку их контролируют не только российские органы управления образованием, но и европейская комиссия, и не дистанционно, а с выездом на объект. Педагоги таких школ обязаны регулярно стажироваться, причем каждый раз в новой стране и с новыми людьми.
Государственная программа развития системы образования республики, станет мощным двигателем системных изменений в экономике и обществе, приведет к повышению конкурентоспособности республики и ее жителей. Ее статус как президентской позволит ликвидировать или нейтрализовать те проблемы, которые всегда возникают при введении чего-то нового, и обеспечит материально-технические условия ее реализации.