Уважаемые коллеги!
Представляя Вашему вниманию итоги нашей работы в 2008 году и планы на 2009 год, хочу отметить два обстоятельства которые, по моему мнению, оказали и будут оказывать важнейшее влияние на развитие города и определять наши планы на ближайшую перспективу.
Первое обстоятельство положительное. Надо признать, что 2008 год был одним из самых успешных для нашего города и его экономики за последнее время. И мы достигли здесь значительных успехов. За последние три года по интегрированному показателюКазань переместилась с 9 на 3 место среди российских городов-милионников, причем по некоторым позициям мы устойчиво лидируем.
2008 год знаменателен для нас тем, что мы победили в борьбе за право проведения Универсиады 2013. Это - историческое событие мирового масштаба.
Все это стало возможным благодаря значительной поддержке Президента и Правительства Республики Татарстан, а также работе наших предшественников по подготовке и проведению 1000-летия Казани.
Второе обстоятельство негативное. Оно связано с общемировой ситуацией в экономике и финансовой системе, последствия которой окажут значительное влияние и уже внесли коррективы в планы городского развития. Вместе с тем мы должны понимать, что в это непростое время именно от нас – от городской власти горожане ждут эффективных действий, которые позволят всем нам пережить этот сложный период.
Прошедший 2008 год можно охарактеризовать как год планомерного и поступательного социально-экономического развития нашего города.
Валовой территориальный продукт столицы Татарстана за 2008 год составил более 270 (271,3) миллиардов рублей, то есть вырос, по сравнению с 2007 годом на 43 с лишним миллиарда или 105% в сопоставимых ценах.
Индекс промышленного производства составил 107,4%. Здесь, несмотря на всю сложность второго полугодия, мы все же удержались в плюсе. Промышленныепредприятия Казани отгрузили товаров собственного производства, выполнили работы и оказали услуги почти на 124 миллиарда рублей. Этот показатель превышает аналогичный за 2007 год на 18,7 млрд. руб.
Бюджет города
Одной из основных задач нашей повседневной деятельности является обеспечение всего объема муниципальных полномочий собственными доходными источниками. В прошедшем году мы неплохо справились с этой задачей, и в результате нам удалось обеспечить не только исполнение плановых назначений, но и получение сверхплановых доходов.
Здесь хочется отметить хорошую работу налоговой службы. Задача по поступлению доходов в бюджет города поставлена ими на особый контроль.
Доходы бюджета города в отчетном году составили 17 млрд. 76 млн. рублей, из них собственные доходы - 9 млрд. 432 млн.рублей, финансовая помощь - 7 млрд.644 млн.рублей.
Положительные результаты по сбору доходов в бюджет были обеспечены не за счет усиления налоговой нагрузки на предприятия, а за счет наращивания налогооблагаемой базы, роста собираемости и улучшения качества администрирования доходов бюджета. Благодаря принятым мерам прирост традиционных доходов бюджета к предыдущему году составил 27% или по сравнению с прошлым годом около 2,0 млрд. рублей.
Следует отметить, что экономика города и его промышленность обеспечивает значительный прирост доходов и в бюджет Республики Татарстан и в федеральный бюджет. Так общий объем доходов, собранных в городе в бюджеты все уровней, возрос на четверть - с 58 млрд. рублей в 2007 году до 73 млрд. рублей в 2008 году.
Наши усилия, направленные на обеспечение максимальных результатов по увеличению сбора каждого доходного источника, позволили получить значительный рост налоговых доходов по сравнению с 2007 годом.
Так по налогу на доходы физических лиц мы получили рост в 1,32 раза, а фактическое поступление налога в бюджет составило 4 млрд. 81 млн. рублей.
Увеличились поступления земельных платежей и единого налога на вмененный доход. При сохранении налоговой нагрузки на прежнем уровне, прирост по сравнению с прошлым годом составил 10%.
Легализация рынка наружной рекламы позволила увеличить поступления доходов от наружной рекламы на 40% (факт 2008 года - 276 млн. рублей).
Казань - лидер среди городов-миллионников по сбору экологических платежей. Мы в среднем собираем их в 2 раза больше (факт 2008 года - 73 млн.рублей).
В прошедшем году Казани оказана значительная финансовая поддержка из бюджета РТ в объеме 7 млрд. 639 млн. рублей.
Расходы городскогобюджета в прошлом году составили 18 млрд. 361 млн. рублей. На развитие важнейшей для жизни города - социальной сферы, было направлено 10 млрд. 338 млн. рублей. Рост расходов по сравнению с 2007 годом – составил 20,4%.
В 2008 году осуществлен ввод в эксплуатацию новых объектов образования. Это 5 детских садов и 1 школа. Расходы на одного жителя Казани в сфере образования в прошедшем году составили 5,9 тыс.рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2007 года.
В отчетном году мы начали и намерены продолжать работу по переводу бюджетных учреждений в автономные, что позволит нашим школам, больницам, детским садам, во-первых, научиться зарабатывать, и, во-вторых, научиться экономить собственные средства, самостоятельно планировать свою деятельность.
Благодаря значительной поддержке со стороны Республики Татарстан на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной инфраструктуры из бюджета РТ было направленно – 1 млрд. 411 млн. рублей. По инициативе Всероссийской Политической партии «Единая Россия» мы получили на эти цели 1 млрд. 118 млн. рублей из федерального бюджета. Из бюджета города на эти работы направлено 2 млрд. рублей. Совместные усилия позволили значительно улучшить ситуацию на городских магистралях.
На благоустройство поселков г. Казани в рамках реализации Программы «Поселок» из бюджета выделено 53 млн. рублей.
Свыше одного миллиарда бюджетных средств было направлено на капитальный ремонт жилого фонда, а с учетом средств населения – 1 млрд. 780,8 млн. рублей. (в том числе из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 540,5 млн. рублей, из бюджета Республики Татарстан – 246 млн. рублей из бюджета г. Казани – 272,5 млн.рублей.)
На капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы в 2008 году выделено 665 млн. рублей. (в том числе на капитальный ремонт объектов образования 326 млн.рублей, объектов здравоохранения – 194 млн.рублей, объектов культуры – 37 млн.рублей, объектов молодежной политики – 52 млн.рублей, объектов физической культуры и спорта – 24 млн.рублей, объектов социальной защиты – 0,3 млн.рублей, объектов правоохранительных органов – 4 млн.рублей, прочих объектов – 28 млн.рублей.
Оценивая итоги работы за 2008 год, необходимо отметить, что серьезных успехов удалось добиться в управлении муниципальным долгом. Его сумма на 1 января 2009 года уменьшилась на 1 млрд. 155 млн. рублей и составила 5 млрд. 788 млн. рублей (61% собственных доходов бюджета).
Объем кредиторской задолженности муниципальных учреждений сократился на 1 млрд. 108 млн.рублей и на начало 2009 года составил 1 млрд. 42 млн.рублей, их которых пени по единому социальному налогу – 503 млн.рублей.
Необходимо отметить, что средняя стоимость кредитного портфеля г. Казани на 31.12.2008 составила 10,8% годовых. Это очень хороший показатель, учитывая то, что средняя стоимость заемных средств для муниципальных образований сегодня на банковском рынке составляет около 20 % годовых.
Таким образом, несмотря на кризисную ситуацию в банковском секторе и нехватку денежных средств в целом в экономике, мы своевременно выполнили все принятые на себя обязательства.
Здесь мне хотелось бы выразить благодарность финансово-экономическому блоку мэрии за планомерную, профессилнальную работу по сокращению муниципального долга. Казань сегодня имеет статус надежного заемщика, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это важное обстоятельство вместе с социально-экономическими показателями нашего развития позволили нам убедить Германа Оскаровича Грефа и Сберегательный банк России и мы договорились с его руководством о стратегическом партнерстве.
И хотя реалии сегодняшнего дня, вызванные мировым финансовым кризисом, диктуют нам необходимость жесткой финансовой политики, мы безусловно должны сохранить объемы финансирования защищенных статей бюджета и оказания социальной поддержки населению. Вместе с тем реализацию многих запланированных ранее проектов, а также строительство новых объектов мы вынуждены отложить до лучших времен. Как отметил в своем послании Государственному Совету Президент нашей республики, «…нужна во всем экономия, никаких перерасходов средств бюджетов всех уровней…»
Экономика
Заработная плата, занятость населения
В сегодняшних условиях значительного снижения экономического роста мы ни на минуту не ослабляем контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы. Это сегодня одна из важнейших задач. В результате системной работы с работодателями, численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума уменьшилась с 42,1 тыс. человек до 18, 9 тыс. человек. А ниже минимального потребительского бюджета (на 2008 год - 7110,5 руб.) со 155,6 тысяч человек и составила до 78,3 тысяч человек, т.е. сократилась вдвое.
А в малом бизнесе эта цифра снизилась с 40 с половиной тысяч человек до 28 тысяч. Притом, что в малом бизнесе у нас занято 150 тысяч человек.
Среднемесячная заработная плата в г. Казани по полному кругу предприятий с учетом скрытой формы оплаты труда в 2008 году составила 16 234 руб., и по сравнению с 2007 годом увеличилась на 26%. Реальная заработная плата увеличилась на 11,5%. Но по прежнему среди городов-миллионников средняя заработная плата по г.Казани (по крупным и средним предприятиям (15995 руб.) одна из самых низких.
В последние месяцы 2008 года крайне обострился вопрос своевременности выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях города. Общая сумма задолженности по заработной плате по Казани на 1 января 2009 года составила 62,4 млн. руб. (относительно начала 2008 года увеличилась в 4,2 раза). Хотя задолженность составляет менее 1% совокупного месячного фонда оплаты труда, это серьезная проблема, ибо за нею стоят живые люди.
Я хочу обратить на это внимание всех соответствующих служб Исполкома, и потребовать жесткого контроля за этой ситуацией.
В новых экономических условиях особое значение мы также должны уделять решению проблем занятости населения. Несмотря на то, что в 2008 году рынок труда в городе формировался в условиях стабильной социально-экономической обстановки, уже сегодня мы наблюдаем по всей стране, и у нас в городе тревожные процессы.
Прогноз безработицы в Казани на 2009 года вызывает у нас серьезную обеспокоенность. На сегодняшний день уже свыше 10 тысяч человек!
Главными задачами в современных условиях становятся сохранение рабочих мест, и стимулирование занятости населения.
Общественный транспорт
В 2008 году мы сделали большой шаг в улучшении транспортного обслуживания населения Казани.
Мы качественно улучшили наши дороги, построили пешеходные переходы, повысили безопасность на дорогах. Мы существенно обновили наш парк городского общественного транспорта. Все эти новшества вызвали положительную реакцию казанцев и значительно улучшили экологическую обстановку, снизив вредные выбросы вдвое. Это заметно и по публикациям в СМИ, и по значительному уменьшению жалоб на работу транспорта, и что самое главное - по разгруженным остановкам в часы пик.
Ввод шестой станции казанского метро – «Проспект Победы» позволил увеличить пассажиропоток в полтора раза. Следующую станцию в Московском районе планируется пустить в конце 2009 года, а до 2013 года мы рассчитываем ввести еще 5 станций метро.
В 2008 году в Казани нами были реализованы сразу три инновационных проекта в сфере общественного транспорта – это:
- навигационная система управления транспортом,
- электронная система оплаты проезда
- система оптимизация дорожного движения
Реализовав эти проекты на базе современного программного обеспечения, мы стали единственным городом в России, где возможность использования электронных карт всеми категориями льготников стала реальностью.
Тем не менее, значительную часть обращений горожан все еще составляют жалобы на грубость водителей и кондукторов. Особенно это касается автобусов. С этим мы мириться не будем и примем все необходимые меры, вплоть до расторжения договоров с теми автопредприятиями, которые не могут обеспечить порядок на маршрутах. Надо принимать жесткие кадровые решения. В условиях кризиса недостатка в работниках не будет, и мы найдем способы решить эти проблемы.
ЖКХ
- итоги программы капитального ремонта.
В прошлом году мы приступили к масштабной работе по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда. В этой сфере, как я уже докладывал, освоен 1 миллиард 780 миллионов рублей.
Такого масштабного капремонта жилого фонда в Казани еще не было. Работы по капитальному ремонту постоянно были в поле зрения СМИ и правоохранительных органов. Много жалоб поступало и от горожан – на некачественное или несвоевременное выполнение ремонтных работ. Нашлись недобросовестные подрядчики, которые воспользовались пробелами федерального закона и выигрывали конкурсы путем значительного занижения стоимости ремонтных работ. Мы учли все допущенные ошибки, и при выборе подрядных организаций в этом году заключили договоры только с уже зарекомендовавшими себя компаниями. Ужесточены и условия договоров. Будем строго контролировать качество и сроки выполнения ремонта.
В этом году на программу капитального ремонта жилья запланировано из разных источников 3,672 млрд. руб.
Кроме этого, силами и средствами жилищно-коммунальных предприятий выполнен большой объем работ по газификации, ремонту инженерной инфраструктуры города – котельных, тепловых пунктов, трубопроводов. 225 миллионов рублей было направлено на реконструкцию насосной станции 1-го подъема Волжского водозабора, которая не знала капитального ремонта с 1937 года.
В рамках программы «Поселок» ремонтировались дороги, вводились в строй сети водопровода, канализации, электрические сети, начата эксплуатация новой комплексной трансформаторной подстанции.
Со всей серьезностью и ответственностью мы отнеслись к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году. В их основу был заложен принцип доступности жилищно-коммунальных услуг для всех групп потребителей. Тарифы в столице республики остаются самыми низкими.
Например, предельная стоимость набора жилищно-коммунальных услуг за 2009 год в Казани составляет 41,84 руб./кв.м, а этот же показатель в среднем по Республике Татарстан утвержден в размере 43,95 руб./кв.м, а по России составляет 69,12 руб/кв.м.
Среди городов Приволжского федерального округа предельная стоимость набора ЖК-услуг в Казани самая низкая. К примеру, цены в Нижнем Новгороде превышают казанские более чем на 34%. Но даже это повышение в сегодняшних условиях стало серьезным бременем для семейных бюджетов наших горожан. И мы надеемся, что новый депутатский корпус Государственного Совета нашей республики должен будет сделать все возможное для снижения темпов роста тарифов ЖКХ, особенно коммунальной составляющей.
Малый и средний бизнес
Анализ последствий экономического кризиса 90-х годов показывает, что в условиях падения производства произойдет «перетекание» рабочей силы из крупного бизнеса в малый и средний.
К условиям экономического спада лучше других адаптируются образованные, мобильные и предприимчивые люди, способные найти новые ниши для приложения своих сил.
На них-то и должно опереться государство и общество в целом. Для выявления, создания условий и поддержки этих людей необходим более открытый и конструктивный диалог власти и общества.
В 2008 году мы предприняли ряд мер по созданию условий для развития малого бизнеса. Банком Казани предпринимателям города было выдано 104 кредита на сумму более 250 миллионов рублей по ставке 10% годовых, с компенсацией процентной ставки из городского бюджета. Притом, что остальные банки кредитуют малый бизнес сегодня под 20-22%, с достаточно кабальными условиями.
Для того чтобы информация о работе Мэрии, регламентах и процедурах оформления разрешительной документации была открыта и доступна, в исполкоме, районных администрациях, в Управлении архитектуры и Комитете по имуществу мы установили 11 информационных терминалов.
Понимая роль малого бизнеса в условиях экономического кризиса как важного фактора роста занятости, мы предприняли ряд мер по облегчению нагрузки на предпринимателей. Даже в этой непростой для бюджета города ситуации, мы нашли возможность не повышать налоговые ставки на землю и величину единого налога на вмененный доход (ЕНВД). На 25% снизили стоимость аренды муниципального имущества. Это позволило сохранить многим свой бизнес и рабочие места.
Было принято решение освободить рекламные фирмы от арендной платы за непроданные под рекламу площади. На свободных от коммерческой продажи рекламных щитах мы договорились разместить плакаты с социальной тематикой. Мы обязательно продолжим эти важные начинания, посвященные пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта, нравственных ценностей.
Общая сумма средств, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, с учетом инфляции и выпадающих доходов за счет предоставления льгот, составляет порядка 50 миллионов рублей.
Мы, в отличие от многих других городов, отказались от повышения коэффициентов по налогу на землю. А это свыше 400 миллионов рублей неполученных доходов. Надеюсь, все понимают цену принятых решений для нашего бюджета в это непростое время. Но на это мы пошли осознано, с целью уменьшения налоговой нагрузки на предприятия, в особенности на средний и малый бизнес.
И в наступившем 2009 году нам необходимо всеми силами, на всех уровнях поддерживать предпринимателей. Нами принято решение о сохранении торговых павильонов и упрощения процедуры оформления прав на землю.
Есть еще одна существенная проблема, серьезно сдерживающая развитие малого и среднего бизнеса в Казани. Я говорю о стоимости подключения к сетям. Мы должны признать, что плата за подключение к сетям в Казани сегодня остается одной из самых больших в Поволжье. (В два раза больше чем в Н.Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Самаре и т.д.) Это один из важнейших факторов, снижающих конкурентоспособность наших предпринимателей, и привлекательность нашего города для российского бизнеса.
В сегодняшних экономических реалиях, мы обязаны создать все условия для организации новых рабочих мест в городе, сделать их максимально привлекательными для инвесторов. Наша общая задача выиграть в конкуренции за предпринимателя с другими городами. Значит, нам необходима гибкая тарифная политика, предусматривающая льготы для предпринимателей, в зависимости от присоединяемой мощности. Этот вопрос уже неоднократно поднимался самими предпринимателями, он звучал и на встречах с Президентом, и с Премьер-министром республики.
Мы со своей стороны, сознавая всю ответственность за сохранение и развитие предпринимательства, уже приняли решение о снижении тарифа на подключение к водоснабжению субъектов малого и среднего бизнеса на 50%. Это еще один наш серьезный шаг в пакете антикризисных мер.
Мы рассчитываем на понимание проблемы и со стороны «Татэнерго». Пришло время всем понять, что выгоды от этого для города и республики будет гораздо больше, чем от решения корпоративных интересов.
Кроме того, в отчетном году мы проанализировали временные затраты для организации бизнеса в Казани. И получили результат – для того, чтобы построить и ввести любой производственный объект, необходимо затратить для получения всех разрешений минимальный срок - 259 дней – практически рабочий год. Причем львиная доля – это согласование в федеральных и республиканских ведомствах. Мы занимаемся сейчас наведением порядка в этой сфере на уровне муниципалитета, но без согласованной позиции всех ведомств ситуация не изменится! И мы готовы выйти с предложениемк Премьер-министру республики - создать комиссию из представителей всех государственных и муниципальных органов, чтобы процедуру получения разрешений упростить и сделать отрытой, и главное – быстрой!
Социальная сфера
Образование
В 2008 году мы многое сделали для развития образования Казани. Это и капитальный ремонт школ и детских садов, обеспечение их оборудованием, Интернетом, компьютерами, спортинветарем. Введены в эксплуатацию новая школа в Ново-савиновском районе. Открыт, после многолетней затянувшейся реконструкции лицей при КГУ, на достойном столицы уровне. На бюджетные средства строятся татарская гимназия в Московском районе и два образовательных учреждения в Ново-Савиновском районе. За счет средств инвестора идет строительство школы в микрорайоне М-2 Авиастроительного района.
Мы продолжаем поддерживать учителей и одаренных школьников, воспитателей детских садов. Воспитатели, имеющие детей дошкольного возраста, - на 100% освобождены от платы за детский сад. Установлены надбавки директорам школ, различные гранты учителям.
В результате сформирована среда, способствующая росту конкурентоспособности системы образования города Казани. Растет конкурсная активность школ. 17 школ стали в прошлом году победителями приоритетного нацпроекта «Образование». 7 школ вошли в десятку лучших по республике.
Растет и профессионализм учителей – больше стало претендентов на премию президента Российской Федерации за педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. В конкурсе на грант для учителей в 2008 году из 289 претендентов в Республике - 56 казанских педагогов.
В республиканском конкурсе «Школа года Республики Татарстан-2008» победила школа №146 Ново-Савиновского района. Она же завоевала звание «Лучшей школы России-2008».
Одним из актуальных вопросов в образовании, и это особо подчеркивал в своем ежегодном Послании Президент Республики Татарстан, является совершенствование подходов к преподаванию предметов на родном языке. Мы ведем в этом направлении систематическую работу. 77% детей дошкольного возраста получают воспитание на родном языке. 34% школьников получают образование по всей школьной программе на родном татарском языке. Обеспеченность учебниками на татарском языке составляет 98%. Свидетельством качества преподавания двух государственных языков является неоднократные победы наших учащихся на олимпиадах по русскому языку.
Кроме того, наши казанские школьники традиционно, из года в год, занимают третье место по результатам предметных олимпиад по России, уступая лишь Москве и Петербургу.
Но, еще год назад на отчетной сессии Президент Республики справедливо нас критиковал, оценив наши показатели по результатам сдачи ЕГЭ как низкие! И я рад тому, что в этом году, по ряду предметов мы выправились и имеем значительный рост среднего показателя ЕГЭ:
Однако, наметилась негативная тенденция к снижению среднего балла по математике - 3,2 (3,5 в 2007 году), и русскому языку – 3,5 (3,7 в 2007 году). А это – основные школьные предметы!
Поэтому, управлению образования необходимо предпринять самые серьезные меры и существенно скорректировать свою политику – и кадровую, и методическую, и организационную. Вы в ответе за то, чтобы наша молодежь получала достойное образование.
Молодежная политика
18 сентября 2008 года Указом Президента Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 2009 год в России объявлен Годом Молодежи. Казань – молодой город. Каждый третий наш житель – это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, а каждый седьмой - это студент (155 тысяч).
В отчетном периоде мы много внимания уделяли молодежной политике. Сегодня в городе работают 67 подростковых клубов по месту жительства. В почти 200 спортивных секциях и 123 кружках занято более 15 тыс. детей и подростков.
В Казани реализуются республиканская и федеральная программы поддержки молодых семей в приобретении жилья. Так, в 2008 году 317 молодых семей получили возможность улучшить свои жилищные условия.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Обеспеченность услугами здравоохранения и спорта в Казани составляет 2,5 тыс. рублей на одного жителя, что в 1,7 раза выше уровня 2007 года. Основными направлениями деятельности муниципального здравоохранения в 2008 году были обеспечение гарантированной и доступной медицинской помощи казанцам, укрепление здоровья людей и дальнейшая реализация нацпроекта «Здоровье». Вложенные средства, и бюджетные, и инвестиции в рамках государственно-частного партнерства (акционерное общество «Городская стоматология»), диспансеризация населения, выполненная в 100% объеме от плана, внедрение родового сертификата, доплаты медперсоналу позволили добиться серьезных успехов.
В совокупности с нашими традиционными мерами по поддержке физкультуры и массового спорта, пропаганде здорового образа жизни, успехами в организации школьного питания – это дало весьма положительные показатели. Мы на третьем месте среди городов-милионников(после Уфы и Екатеринбурга) по естественному приросту населения.
Мы наблюдаем рост рождаемости - с 10 до 11,1 промилле. Снизился показатель смертности– с 12,9 до 12,6 промилле. Стабильно уменьшаться младенческая смертность – в 2008году ее коэффициент снизился на 35% с 6,4 до 4,3 промилле на 1000 новорожденных. В Республике Татарстан этот показатель составил 6,0, по России – 8,7. Здесь очень важно отметить, что уровень младенческой смертности – это лакмусовая бумажка, показатель качества жизни в регионе.
В отчетном году мы отмечаем снижение числа впервые выявленных заболеваний. Так по итогам дополнительной диспансеризации в 2006 году показатель вновь выявленных заболеваний составлял 1033,8 на 1000 населения, то в 2008 году он снизился до 940,9 на 1000 населения.
Существенно, на 20%, выросла доля лиц, вошедших в первую группу здоровья.
Здоровье населения – важнейшая задача общества и государства. И мы всегда уделяли и будем уделять этому вопросу самое серьезное внимание, тем более в новом, 2009 году, объявленном Президентом нашей республики Годом спорта и здорового образа жизни.
Жилищное строительство
Приоритетным направлением социальной политики муниципалитета по-прежнему остается строительство жилья, где Казань уже третий год держит лидирующие позиции в Российской Федерации. В 2008-м на территории Казани введено в эксплуатацию 901,533 тыс. кв. м жилья. Это абсолютный рекорд за всю историю 1000-летней Казани.
- Социальная ипотека. Итоги и прогнозы
Одной из самых значимых жилищных программ, предоставляющим казанцам реальную возможность улучшить условия проживания, является республиканская программа социальной ипотеки. По этой программе в 2008 году введено в эксплуатацию 14 жилых домов почти на 2 тысячи квартир.
Как уже сообщил Минтимер Шарипович - тем, кто воспользовался социальной ипотекой, бояться нечего – все условия договора будут соблюдены в неизменном виде. Для тех, кто планирует взять ипотеку в нынешнем году, в Казани планируется ввести 300 тысяч квадратных метров жилья. Сегодня уже встали на учет 13 тысяч семей казанцев, желающих приобрести жилье по соципотеке, большинство из которых – семьи работников бюджетной сферы. Мы понимаем, что ничто так не укрепляет семью, как хороший уютный дом. И хотелось бы отметить такой положительный факт – в нашем городе наименьшее число разводов среди городов-милионников.
Открытость муниципальной власти
- работа с обращениями граждан,
Важным аспектом в работе местной власти является работа с обращениями и письмами жителей. В 2008 на имя мэра и руководителя исполкома поступило 17 с половиной тысяч обращений (17 669). Их основная тематика – проблемы коммунально-бытового обслуживания, улучшения жилищных условий, соцзащиты, капитального строительства и транспорта.
Вместе с тем снизилось количество обращений благоустройству города. Оптимизация транспортной схемы Казани снизила актуальность проблемы с 9 до менее трех процентов.
В 2008 году большое внимание уделялось личному приему горожан руководителями мэрии и исполкома. Он вырос в 2008 году более чем на 50%. Все больше казанцев посещают наш официальный Интернет-портал и обращаются к нам со своими жалобами в он-лайн режиме. В течение 2008 года поступило свыше 7 тысяч таких обращений (41% от общего числа!). По прогнозам 2009 года их будет уже свыше половины.
Поэтому очень важным направлением нашей работы была реализация городской целевой программы «Электронная Казань».
В Казани построена сеть передачи данных на основе оптоволокна, связавшая все наши подразделения. В наступившем году планируется подключить к сети МУП «Метроэлектротранс», «Казэнерго», «Водоканал», а в дальнейшем и все другие учреждения – вплоть до больниц и школ. Это многократно повысит оперативность решения проблем горожан.
Инвестиции
Завершить разговор о результатах развития города в 2008 году хочу двумя цифрами. Общий объем инвестиций, привлеченных в экономику города в прошлом году, составил более 102 миллиардов рублей. В расчете на одного жителя это 90 тысяч рублей. Этот результат позволил нам стать лидерами в России.
По структуре инвестиций - 57 % направлено на строительство, 30% - на приобретение оборудования и 10% - на жилищное строительство.
В 2008 году мы продолжили работу по позиционированию Казани на международных рынках инвестиций. И хотя нам ясно, что мы не можем рассчитывать здесь на быстрый результат это, несомненно, работает на узнаваемость и привлекательность нашего города.
В 2008 году Казань представила свои проекты на крупнейших мировых выставках коммерческой недвижимости - MIPIM в Каннах, Expo Real в Мюнхене. Приняла участие в Международной инвестиционной конференции Исламского банка развития. Такие мероприятия не только дают возможность иностранным инвесторам познакомиться с нашим городом, но и усилить имидж Казани как города мирового уровня.
Привлекательность нашего города и Республики растет. Свидетельство этому такие крупные мероприятия, проведенные в Казани в 2008 году как Международный форум «Евромани» по проблемам инвестиций, XVI Международная научная конференция Академии наук Исламского мира. Впервые организованная совместно с Исламским банком развития Международная инвестиционная конференция.
Результаты не заставили себя ждать - уже в ближайшее время начинает свою работу Кувейтско-Татарстанская инвестиционная компания, деятельность которой будет главным образом направлена на привлечение капитала из стран арабского мира в экономику республики.
При поддержке Правительства Республики мы много внимания уделяем развитию инновационных технопарков. Совместно с Казанским государственным технологическим университетом имени Кирова, технополисом «Химград» и ООО «Фосфорос» мэрия провела конкурс «Казань – город высоких технологий». Наиболее успешные проекты отмечены грантами, причем показательно, что гранты финансировались не из бюджета, а бизнес-сообществом, а по ряду проектов (4) заключены прямые контракты с заинтересованными фирмами. Конкурсом заинтересовались крупные бюджетообразующие предприятия республики.
Планы на 2009 год
Согласно нашей Конституции, Россия — социальное государство. Раньше этот термин чаще трактовался как перераспределение ресурсов в пользу тех, кто в силу возраста, здоровья нуждаются в государственной поддержке.
В современных условиях социальное государство должно предоставлять человеку любые возможности работать и зарабатывать.
Поэтому, сохраняя весь пакет социальных гарантий, вовремя выплачивая пенсии и социальные пособия, мы должны помнить и заботиться о том, чтобы трудоспособные граждане были обеспечены работой. Если вчера еще мы задавались вопросом – где найти квалифицированных строителей, слесарей, крановщиков, водителей автобусов, дворников, в конце концов. То сейчас перед нами задача –помочь людям найти свое место на рынке труда, переобучить всех желающих тем профессиям, которые востребованы на рынке сегодня, завтра, послезавтра.
Это и общественные работы, и занятость в сфере капитального ремонта жилого фонда, и строительство объектов Универсиады. Необходимо задействовать для переобучения, переподготовки научный потенциал казанской высшей школы, методическую базу средних специальных учебных заведений, колледжей.
Последние события в финансовой сфере России сократили возможности местных товаропроизводителей. Бизнесу необходимо срочно перестраиваться и формировать программу импортозамещения. В.В. Путин, выступая на 10-м съезде партии «Единая Россия», особо обозначил эту проблему: "Совместно с бизнесом нужно выбрать те проекты, которые обещают наибольший экономический эффект. И при их реализации - ориентироваться на закупки отечественной продукции".
Мы со своей стороны видим свою задачу всячески поддерживать местного товаропроизводителя. Уже сегодня доля контрактов, заключенных по итогам торгов с местными товаропроизводителями в сфере муниципального заказа в Казани составляет 70%.
Рафис Тимерханович! Давайте, как мы уже договорились, подготовьте в ближайшее время конкретные предложения в этой области. В том числе и с разработкой грамотного пиар-сопровождения, и путем дальнейшего увеличения доли муниципального заказа для малого бизнеса и местных производителей продукции, организации ярмарок сельхозпродуктов, выращенных нашими сельчанами, сохранения и поддержки местных строительных компаний.
Строительный сектор, как один из наиболее интенсивно развивавшихся, переживает сейчас непростые времена. Вместе с тем у нас есть такой резерв, как строительство объектов Универсиады – спортивных сооружений, деревни, дороги и развязки, метро. Кроме того, практически вдвое возрастает финансирование капремонта, что для смежных отраслей имеет огромное значение.
Продолжается и строительство инфраструктуры города. Благодаря помощи республики и федерального бюджета в 2009 году мы сохранили объемы финансирования дорожного строительства на уровне прошлого года (1,445 млрд. руб.)
Мы серьезно относимся к стоящим перед нами проблемам и в конце 2008 года мы кардинально пересмотрели свои собственные расходы - на содержание аппарата, связь, транспорт. Мы значительно сократили наши расходы. Так, аппарат сокращен на 15%. Все муниципальные служащие переведены на режим жесткой экономии. В итоге нам удастся сэкономить практически 300 млн. рублей.
Мы должны отдавать себе отчет, что в результате экономического кризиса структура экономики и ее отраслей претерпят кардинальные изменения. На смену традиционным ресурсо-ориентированным технологиям прошлого века придут технологии, основанные на инновациях и знаниях. Это будет совершенно новый мир, с принципиально иной экономикой!
Поэтому, хотя система высшего образования не входит в наш уровень ответственности, мы прекрасно понимаем, что развитие наших ВУЗов и казанской научной школы – наш завтрашний день.
Это - стимул для развития города, его экономики, общественной жизни.
Мы выступили инициаторами программы реформирования высшей школы Казани как важнейшего инновационного ресурса развития города и республики.
Но нашему заказу Международным банком реконструкции и развития в 2008 году проведено исследование системы высшего образования города.
Группа международных экспертов совместно с местными специалистами подготовила и презентовала доклад на семинаре, в котором участвовали представители Всемирного банка, Национального фонда подготовки кадров, Кабинета министров Татарстана, На втором этапе реализации проекта организован семинар для представителей вузов Казани по стратегическому планированию деятельности вузов.
Совместно с Премьер-министром Республики Татарстан и ректором Высшей школы экономики мы приступили к проекту создания в Казани на базе КГУ Федерального университета. Это даст мощнейший стимул для развития казанской науки и заложит основу формирования новых, наукоемких отраслей экономики города и республики.
Итоги выборов
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что оценку нашей работе дали казанцы 1 марта 2009 года на выборах депутатов Государственного Совета Республики. В Казани в голосовании приняло участие - 66,08% избирателей (по РТ -78,4%).
Результаты голосования Казани по единому республиканскому округу:
«Единая Россия» - 71,81%,
КПРФ – 12,66%,
«Справедливая Россия» - 8,27%,
ЛДПР – 4,81%.
И это еще раз подтверждает, то, что народ поддерживает политику, реализуемую Президентом Российской Федерации, партией «Единая Россия», Президентом Республики Татарстан, и курс по преобразованию нашей страны в современную, сильную мировую державу.
Уважаемые коллеги! Нам предстоит непростой год. Трудно сейчас делать какие-либо уверенные прогнозы на будущее. Вряд ли кто сегодня может сказать когда закончится кризис и возобновится экономический рост. Но одно я могу сказать совершенно точно - чем уверенней, четче, слаженней и ответственней мы вместе будем работать, тем быстрее мы выйдем из сложной ситуации.
Трудности для того и даются, чтобы их преодолевать. Достойно, с честью, вместе! Не сомневаюсь, что мы выйдем из кризиса сильнее, современнее, увереннее.
Мы справимся, мы сможем, мы сделаем!!!
Безбулдырабыз!