Доклад Мэра Казани «О стратегии социально-экономического
развития г.Казани до 2030 года» на XII сессии
Казгордумы.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Уважаемые представители средств массовой информации!
Невозможно представить крупный современный город без четкого понимания своего «места под солнцем», без анализа своих сильных и слабых сторон и без продуманного, осознанного, четкого выбора того пути, по которому город будет развиваться в ближайшие десятилетия.
Напомню, что в 2003 году был принят первый для Казани документ стратегического планирования до 2015 года. Уже тогда были определены основные векторы политики городских властей, основанные на ожиданиях горожан и современных глобальных вызовах. Для Казани такими «китами» стали динамично развивающаяся экономика, устойчивая городская среда и активное, сплоченное сообщество горожан. Сегодня можно отметить те колоссальные позитивные перемены, которые произошли в Казани благодаря реализации Стратегии, ее отдельных блоков и направлений. Как вы знаете, поставленные задачи были реализованы, а некоторые индикаторы перевыполнены, Казань сегодня в рейтингах качества жизни населения в числе лидеров среди российских городов. Все это успехи были бы невозможны без постоянной и деятельной поддержки со стороны руководства республики, Правительства, Парламента и лично нашего Президента, Рустама Нургалиевича Минниханова.
Но главное достижение Стратегии-2015 , ее главная победа - изменение сознание жителей Казани. Сегодня горожане принимают деятельное участие в городских проектах, направленных на совершенствование городского пространства.
Эту энергию мы активно использовали при формировании Стратегии социально-экономического развития Казани до 2030 года, которая разрабатывалась на протяжении года. К обсуждению вариантов развития города на дискуссионных площадках, семинарах, заседаниях Стратегического совета было привлечено около 1 тысячи человек – предпринимателей, ученых, экспертов из разных отраслей. Свои предложения внесли 845 горожан, участвуя в интернет-опросе на официальном портале мэрии. Большую роль в разработке документа сыграли и представители депутатского корпуса.
Многие идеи, которые были высказаны на площадках и предложены горожанами, нашли отражение в целях и задачах итогового документа. Хочу поблагодарить всех казанцев, внесших свой вклад в наполнение Стратегии содержанием. Спасибо всем за помощь и неравнодушие.
Согласно проведенному в 2016 году официальному исследованию Московского урбанистического Форума, Казань находится на первом месте среди 13 городов- миллионников России в каждом из трех направлений оценки: состояние городской среды, качество управления и удовлетворенность целевых групп.
Тем не менее, высокие оценки – не повод расслабляться. Города сейчас конкурируют друг с другом в борьбе за человеческие и финансовые ресурсы, идет постоянная гонка. Поэтому если сегодня выдохнуть и сбавить темп, завтра можно обнаружить себя уже за спинами тех, кто не переставал бежать.
Как говорится, «будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести», (сказал лауреат Нобелевской премии Деннис Га́бор). Успешно реализованная Стратегия до 2015 года подтверждает, что мысли материальны, если есть воля и желание претворить их в жизнь. А зависит это только от нас самих.
Цели и задачи, обозначенные в новом документе, должны быть постоянными ориентирами в нашей деятельности. Работа над следующим этапом в развитии города только начинается.
В прошлом году Татарстан принял свою Стратегию 2030, лейтмотивом которой является вектор глобальной конкурентоспособности республики как региона с опережающими темпами развития и высокой включенностью в международное разделение труда. Стратегия- 2030 Казани синхронизирована c республиканским документом, она разработана с учетом и на основе задач и флагманских проектов Республики Татарстан, согласована с ними как по форме, так и по содержанию. Главная стратегическая цель Казани сформулирована по аналогии со стратегией республики – столица стремится стать ведущим российским центром научно-образовательной, инновационной и финансовой деятельности, является драйвером движения республики к смарт-экономике.
Свое видение Казани 30-го года мы формулируем следующим образом: динамичный город устойчивого экономического роста и широких возможностей, лидер полюса роста Волга-Кама. Казань - территория здоровья, удобный для жизни город активных, ответственных и креативных горожан, открытой власти и безопасной городской среды. Город, куда хочется приехать и где интересно жить каждый день людям разных поколений.
Выбор будущих факторов успеха и направлений действий базировался на тщательном анализе преимуществ, возможностей, а также угроз и рисков города. Этот анализ показал, что общемировые, российские и региональные тенденции и перспективы создают, в целом, благоприятные условия для развития Казани. Обладая диверсифицированной экономикой, в составе которой выделяются, как старые традиционные отрасли, так и новые, относящиеся к экономике знаний и, располагая хорошим заделом в плане накопления человеческого капитала, Казань имеет все возможности для быстрого развития.
Выбор приоритетов социально-экономического развития Казани опирался на три группы критериев. Первая - ценности жителей города, вторая группа - приоритеты развития Республики Татарстан, третья - передовая мировая практика и урбанистические ценности. Мы сформулировали в стратегии 18 целей, которые разбили по 7 направлениям конкуренции, в соответствии с заданными стратегией республики ориентирами. Для их достижения предложены 42 задачи, по каждой из которых нами определены краткосрочные и долгосрочные направления действий, по самым важным из них нами установлены индикаторы для контроля их выполнения.
У горожан в числе приоритетов - потребность в безопасности, наличии комфортных общественных пространств. Важным является равномерность развития территории: это подразумевает разнообразие выбора мест досуга, занятий спортом в пределах жилого района и наличие развитой инфраструктуры по всему городу, без концентрации ее в одном из районов.
Характеризуя столицу Татарстана с точки зрения экономической роли и специализации, горожане говорят, что Казань к 2030 году должна быть центром связей Европы и Азии, образовательным центром, гостеприимным городом.
В стратегии республики до 30-го года основная роль территорий развития закреплена за тремя агломерациями: Казанской, Альметьевской и Камской. Казань рассматривается как центр агломерации, где лидирующая роль столицы республики как научно-образовательного, инновационного и финансового центра закрепляется радиальными связями основных магистралей.
Мировой опыт свидетельствует, что городу для успешного развития необходимы условия для привлечения и удержания талантов; низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций; диверсификация экономики и активные международные, межрегиональные связи; вовлеченность горожан в управление.
Важное конкурентное преимущество нашего города - многонациональность и многоконфессиональность, а также богатое мультикультурное наследие. Являясь традиционным естественным мостом, связывающим Восток и Запад, Европу и Азию, Казань может сыграть важную роль в реализации новых внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов России.
В результате широких обсуждений с представителями городского сообщества и экспертами мы в качестве целевого выбрали сценарий, первый этап которого, предполагает видение Казани в 30-м году как конкурента Москвы и Санкт-Петербурга, а следующий определяет цель до 50-го года, и здесь мы видим Казань в сообществе мировых городов.
Реализация данного видения предполагает готовность к быстрой реакции на меняющиеся вызовы, удержание контура стратегического управления, высокую концентрацию усилий и согласие в городском сообществе.
При разработке новой Стратегии рассматривались все аспекты социально-экономического развития города в разрезе трех направлений - «Человеческий капитал», «Экономика и управление», «Пространство, инфраструктура и экология». Они подразумевали поиск ответов на три основных вопроса: каким будет население Казани к 2030 году, чем люди будут заниматься и в какой среде они будут жить.
На первом месте находятся вопросы привлечения и формирования лучшего человеческого капитала. Здоровый, образованный, активный человек является главным ресурсом, за обладание которым конкурируют города, и целые регионы. Для успешной конкуренции необходимо сформировать разнообразную и качественную городскую среду, способствующую здоровью и активному долголетию. Пространство, в котором человек сможет создавать новую экономику и реализовывать себя в профессии.
В предыдущие 15 лет нам удалось добиться того, чтобы количество людей, занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось втрое. Средняя продолжительность жизни казанцев выросла на 7 лет и в 2015 году превышала 73 года. Теперь стоит перед нами задача - довести до 50% долю горожан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, и увеличить продолжительность жизни до 76 лет. Мы видим в людях в возрасте 60+ не обузу или помеху, а мощный ресурс для развития, обучения и серебряного волонтерства.
Проект «Казань-2030 – территория здоровья» - один из ключевых в нашей деятельности. Он включает дальнейшее развитие спортивной инфраструктуры и совершенствование системы управления качеством услуг в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, организацию общественных пространств, в том числе зон отдыха и зон физической активности, доступных для маломобильных граждан.
Цель проекта: превратить к 2030 году Казань в «территорию здоровья», в соответствии с передовыми стандартами качества жизни и критериями Всемирной организации здравоохранения.
Но какая бы инфраструктура не была создана, прежде всего, здоровый климат в городе характеризуется отношениями между людьми. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, что стартовавший не так давно проект «Добрая Казань» рассчитан не на несколько лет, а на годы вперед.
Можно построить объекты и отчитаться о завершении работ. Но доброту и неравнодушие не отразить в статистике, и здесь невозможно подвести какие-то итоги.
Первые шаги «Доброй Казани» уже сделаны – для пожилых людей сейчас создается сеть клубов по интересам «Жизнелюб», которая охватит все районы нашего города. Мы должны сделать все, чтобы жизнь наших пожилых была по-настоящему яркой, насыщенной, полноценной. Мы не можем увеличить пенсии, но на муниципальном уровне в наших силах создать условия для активного долголетия, вовлеченности в городскую жизнь.
На стыке направлений «Экономика» и «Человеческий капитал» находится раздел «Образование», которому в стратегии уделяется большое внимание. У Казани есть мощный научный и образовательный потенциал. В 2015 году численность студентов превысила 120 тыс., что позволяет включить Казань в число ведущих образовательных центров России. Город уже стал магнитом для молодежи Поволжья, и это направление надо развивать.
Взаимодействие горожан и власти также должно быть направлено на повышение качества школьного и внешкольного детского образования. Инвестиции в систему образования сегодня – это инвестиции в конкурентоспособную экономику завтра.
Крупные предприятия, работающие с советских времен, составляют сегодня основу нашей экономики, но с каждым годом растет вклад малого и среднего бизнеса Казани. Предприятия МСБ формируют треть валового территориального продукта Казани.
Экономика будущего будет двигаться в сторону небольших диверсифицированных производств, активно использующих современные технологии, производящих инновационную продукцию с высокой долей добавленной стоимости и работающих на принципах самозанятости.
К 2030 году мы позиционируем Казань, как место форсайта новых экономик и технологических инициатив, места разработки сквозных профессиональных компетенций, принимая во внимание те возможности, которые открывает перед нами проведение WorldSkills-2019.
Словосочетание «административные барьеры» должно к 2030-му году стать архаизмом, город должен предложить предпринимателям простые, понятные и полностью прозрачные правила и стандарты ведения бизнеса.
Работа в этом направлении ведется. Мы сокращаем сроки и количество инстанций для получения согласований и разрешений, переводим в электронный вид типовые проекты для малого и среднего бизнеса. Недавно начал работу Проектный офис по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Его цель – пересмотр муниципальных услуг, чтобы выявить и устранить административные барьеры. Если у муниципалитета окажется недостаточно полномочий для изменения правил, мы будем вносить предложения на рассмотрение руководства республики, правительства и президента Татарстана и других органов власти.
К 2030-му году в два раза планируется увеличить объем инвестиций в экономику города. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте вырастет до 50%, доля выпуска инновационной продукции - до 30%, а объем туристического потока мы планируем увеличить до 5 млн. человек.
Имея уникальное сочетание высокого человеческого потенциала, европейского уровня благоустроенности и относительно низкого уровня стоимости земли, зарплат и услуг, Казань стремится использовать эту ситуацию для того, чтобы конкурентный вход в нашу экономику стал магнитом для компаний федерального и международного уровня. Вслед за Берлином мы можем сказать: «Мы небогатые, но привлекательные». Уже сегодня из нашего города работают на всю Россию колл-центры Росреестра и кадастровой палаты, к нам переехали бухгалтерия ПрайсУотерХаус и логистический центр Почты России, удаленно обслуживает сотни заказчиков во всем мире ИТ-компания Ай-Си-Эл КПО ВС. Происходит так называемая «культурация» экономики, связанная с развитием креативных индустрий: от информационных технологий, многие из которых пилотно реализуются в Казани, до Оупен Спейсов, коворкингов и интернет-проектов федерального уровня типа ЭдМи (AdMe).
Следующим этапом за созданием новых высокооплачиваемых мест в новой умной экономике мы видим рост качества жизни и доходов горожан, планируя на 75% увеличить валовой территориальный продукт на душу населения, довести обеспеченность жильем до 30,5 кв.м. на одного жителя и увеличить доходы населения в 2 раза.
Важнейший приоритет - формирование комфортного жизненного пространства и современной городской среды.
За последние годы в городской среде Казани произошли значительные изменения в лучшую сторону. И в озеленении города, и в модернизации парков и скверов, и в создании новых набережных и новых общественных пространств огромная роль принадлежит частно-государственному партнерству. Этот вектор движения объединил и вдохновил людей разных возрастов и социальных страт. Тем не менее, по степени озелененности и количеству общественных пространств, по транспортной доступности мы еще пока значительно отстаем от мировых городов-лидеров, а также от Москвы и Санкт-Петербурга.
В стратегии запланировано создание единого зеленого пешеходного каркаса и изменение городских приоритетов – от частного автомобиля в сторону комфортного общественного транспорта. Мы должны довести долю площади зеленых насаждений в общей площади городских земель до 40%. В первую очередь мы приступим к реализации предложения Президента республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова об объединении воедино таких природных жемчужин, как озера Лебяжье и Голубое и благоустройстве второй очереди парка Горького, так называемой Казанской Швейцарии.
С подачи казанцев при постановке целей и задач на 30-й год мы сделали упор на модель полицентричного города. Помимо нашего ухоженного центра надо создать еще сеть локальных подцентров, а также продолжить работу по выводу из исторического центра промышленных предприятий.
Это движение мы уже начали. Так, в понедельник президенту республики был представлен мастер-план Адмиралтейской слободы, где, по замыслу архитекторов, будут гармонично сочетаться историческая застройка и суперсовременные здания. Продумано комплексное развитие этой территории, даже то, как будут работать коммунальные службы. Уверен, что эта часть Казань в итоге реновации станет очень привлекательной и для туристов, и для горожан, и для бизнеса. Другой пример – задуманное благоустройство территории и набережной рядом с Казань Ареной, предполагающее и устройство дендропарка с оранжереей, и эконабережную, и комплекс спортивных площадок с парком аттракционов. Ново-Савиновский район в итоге получит не только интересную рекреационных зону, но мощный центр притяжения,
Горожанам, бизнесу, администрациям необходимо совместно участвовать в проработке видения будущего каждого из районов, формировании нового образа привычного пространства.
Неоценимую помощь в этом могут оказать предприятия, относящиеся к так называемой креативной экономике. Как известно, сегодня креативная сфера и сфера культуры стали жизненно необходимыми элементами социально- экономического существования государств и фундаментальным основанием их экономических успехов и неудач. Рост креативных индустрий – по сравнению с экономикой в целом – гораздо более интенсивен.
Поэтому Казань делает ставку на развитие инновационной городской культуры, формирование экономики знаний, в которой создаются и капитализируются новые идеи, продукты и технологии. Создание гибкой и адаптивной среды самообучения и развития креативного потенциала человека. К 2030 году креативные индустрии - интернет и компьютерные технологии, кино, исполнительские искусства, музыка, изобразительные искусства, галерейный бизнес, мода, издательское дело, реклама, дизайн, архитектура, культурный туризм - должны составлять около 12% от ВТП Казани и порядка 15% от общего количества рабочих мест.
Безусловно, мы будем также продолжать создавать, поддерживать и укреплять фестивальные традиции, привлекающие к Казани на российском и международном уровне. Это, в частности, музыкальные фестивали, фестиваль мусульманского кино, гастрономический фестиваль, оперный и ряд других проектов.
Уважаемые депутаты!
Возвращаясь к роли, которая возложена на наш город как на столицу Казанской агломерации, хочу подчеркнуть, что Казани и соседним муниципальным районам предстоит сформировать полифункциональную структуру агломерации и единое связное пространство. Наша стратегия предполагает единое планирование, в том числе транспортной системы агломерации с учетом начавшегося уже сегодня выхода жилищного строительства за пределы Казани, развитие скоростных связей, дорог, с главным акцентом на развитие общественного транспорта, координацию управленческих решений.
Мы ставим перед собой задачи сохранения и зонирования рекреационных зон, содействия развитию экологически чистых сельскохозяйственных производств и налаживание устойчивых коридоров для поставки татарстанской фермерской продукции жителям Казани, исключающих монополию посредников.
В настоящее время в наработках «Центра стратегических разработок» тема полюсов роста и агломераций занимает важное место, и мы разделяем мнение, что именно в крупнейших агломерациях экономика сейчас наиболее эффективна. И хотим видеть Казанскую агломерацию в числе лидеров.
Нами предложен механизм решения стоящих перед нами задач – формирование Совета Казанской агломерации, в который войдут наши коллеги - Главы муниципалитетов, руководители Исполнительных комитетов и представители общественности. Данный вопрос мы обсуждали с главами муниципальных районов, докладывали нашему Президенту и получили поддержку.
Согласно Стратегии 2030, Казань – это драйвер будущего. Включение Казани в содружество мировых городов предполагает следование лучшим образцам и создание новых практик муниципального управления, опирающихся на активность казанцев, любящих свой город и готовых участвовать в приближении совместного продуманного яркого будущего. Уже сегодня наш город работает как тестовая площадка для многих социальных проектов – от системы «Открытая Казань», поставившей под контроль коммуникации управляющих компаний с горожанами и уже востребованной во многих других городах России, до сервисов, обеспечивающих безопасность жителей.
Позиционируя себя как драйвер будущего, город сможет быстрее модернизироваться и правильнее реагировать на возникающие вызовы, создавать, накапливать и распространять передовые урбанистические практики и модели управления и развития, а также новые финансовые технологии, в частности, механизм инициативного бюджетирования.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Индикаторы и цели, указанные в Стратегии социально-экономического развития, это маяк, который позволяет видеть, правильным ли курсом идет корабль. Но, как именно он пройдет этот путь, зависит от совместной слаженной работы всех, кто находится на его борту. От нашей с вами, уважаемые коллеги, работы.
Спасибо за внимание!