Доклад Мэра Казани на августовской педагогической конференции.
Сегодня мы собрались, чтобы традиционно подвести итоги и поставить для себя цели и задачи на будущее.
2013-й год для нас особенный. Мы навсегда сохраним память об Универсиаде, об огне, который мы провезли через весь континент и всю Россию, и который зажег сердца миллионов людей.
Волонтерами Универсиады стали 1354 школьника и педагога. Впервые в культурной программе принимали участие детские творческие коллективы – хоровой, фольклорный, эстрадно-хореографический. Наши школы и загородные оздоровительные лагеря приняли и создали условия для проживания клиентским группам. Школьные повара вкусно кормили спортсменов. Всем им хочу сказать «спасибо» за отличную работу и гостеприимство.
Благодаря Универсиаде Казань стала городом, который занимает твердые позиции на международной, экономической, спортивной и культурной арене.
Мы все почувствовали, что живем не на периферии, а в гуще мировых событий. Но завтрашний день Казани – не только спортивная столица.
Будущее Казани - это образовательный центр.
Образование в Казани на сегодняшний день развивается в усиленном темпе. В этом году мы направили в эту сферу более 8 млрд. рублей – это больше половины всего городского бюджета, и на 1,5 миллиарда или на 12% больше, чем в прошлом году.
Сделано многое, чтобы наши дети получили образование, позволяющее им быть конкурентоспособными в современных условиях. Это и укрепление учебно-материальной базы, и создание условий безопасного пребывания детей.
Это касается и детских садов, и школ.
Более 56 тыс. (56458) детей обеспечены местами в детских садах, в том числе построенными по президентской программе «Белекэч». Это грандиозная цифра. Практически для всех шестилеток созданы равные стартовые возможности для обучения в школе.
Третий год мы в лидерах по рождаемости в России. Это прекрасно, но это значит, что нам нужно думать о будущем. Буквально завтра нашим новорожденным потребуются места в садиках, а послезавтра они сядут за школьные парты.
Нам предстоит решить задачу по обеспечению местами детей от 1,5 до 3 лет. Сегодня дефицит мест для детей данного возраста составляет около 13 (12939) тыс. мест.
Наиболее остро эта проблема стоит в новых микрорайонах города, несмотря на то, что именно там построено большинство садиков по программе «Бэлэкэч». Мы рассматриваем разные варианты решения вопроса. В том числе - привлечение частных инвесторов. В 4 раза увеличилось количество детских садов, открытых в рамках государственно-частного партнерства, до конца года планируется открытие еще 5 частных детских садов на 350 мест.
В текущем году, благодаря реализации федеральной «дорожной карты», будет построено 6 новых, реконструировано еще 6 детских садов, открыто дополнительно 9 групп, всего свыше полторы тысячи мест.
Из федерального бюджета выделена субсидия в размере 480 млн. руб. и кредит в сумме 156 млн. рублей. Охват дошкольным образованием в Казани выше республиканского и российского показателей.
Благодаря инициативе Президента республики Рустама Минниханова за два года практически 40% школ старше 30 лет постройки капитально отремонтированы. За 2 года было выделено почти 1,5 млрд. руб. Кроме того, мы и до этого делали все, что зависело от города - с 2006 по 2011 год на ремонт школ направлено более 2 миллиардов рублей.
Программа рассчитана на 5 лет. За 3 последующих года нам предстоит отремонтировать еще 71 казанскую школу старше 30 лет, что составляет 53% от всех школ-«старожилов».
Однако, к сожалению, этих средств все равно недостаточно, так как финансируются работы только по основным 8 направлениям: замена окон, ремонт кровли, внутренних дверей и входных групп, инженерных сетей и санитарных узлов, фасада и отмосток.
А возраст зданий, в которых работают 156 школ – от 70 до 30 лет, что предполагает более широкий спектр работ.
Хочу поблагодарить за оказанную помощь участников республиканской акции «Помоги своей школе», в которой приняли участие руководители предприятий, депутаты, родители. С их помощью тоже сделан немалый объем ремонта. В этом году объем спонсорской помощи составил 5,1 млн. рублей. Акция продолжается, и мы надеемся, что наши руководители, бизнесмены, депутаты не останутся в стороне.
Бюджет обеспечивает только стандарт. Но никто не может запретить внести свой вклад в создание условий выше нормативных требований, которые создают повышенные удобства для детей!
Но при этом родительскими деньгами должны управлять сами родители. Родительский контроль за ремонтом дал результат - работы завершены в срок и с надлежащим качеством. За что огромное спасибо родительским комитетам за проделанную работу.
Не изменяя традиции, в День знаний мы откроем долгожданную школу в Солнечном городе.
Каждый раз, вводя в строй новые учебные заведения, мы думаем, что лучше построить невозможно. Этот проект, реализованный по поручению нашего Президента, доказывает обратное – построить лучше, чем строили вчера, можно.
Это будет первая в республике школа с Центром аэрокосмических исследований учащихся, которая откроет для многих мечтателей дорогу к звездам.
Для того чтобы мечты осуществились, школа уже приняла активное участие в республиканском конкурсе и выиграла 2 гранта на 1,4 млн.руб., на которые будет закуплено оборудование школьной аэрокосмической лаборатории.
От успешной школы — к успехам ребенка
В новом учебном году по новым стандартам будут обучаться все учащиеся 1-3 классов, а также, в пилотном режиме, продолжится эксперимент в 4 и 6 классах отдельных школ города. Смысл новых стандартов, если коротко: «от успешной школы — к успехам ребенка».
Сегодня опубликован рейтинг учреждений образования, который впервые учитывает не только образовательные результаты учащихся, но и условия, порождающие мотивацию учащихся к образованию и обеспечивающие его социализацию.
Как совершенно верно отметил наш Президент, выступая на республиканской педконференции: «Это не только работа РОНО, школы. Это наша общая работа … Конкурентоспособность страны, региона, города зависит от образовательного потенциала»
Почему мы уделяем особое внимание рейтингам?
Я считаю, что рейтинги дают объективную картину деятельности школы.
Эти результаты важны не только родителям, но и самим педагогам. Это дает им возможность сравнить свои результаты с результатами других.
И это мощный фактор для развития. Простой пример - из 10 школ, замыкавших рейтинг в прошлом году, 9 школ вышли из этого сегмента.
Открытость – главный принцип любой системы, начиная с федерального уровня и заканчивая средней школой. Результаты ЕГЭ школ Казани находятся в свободном доступе на сайте Управления образования.
При этом, когда мы готовились к этой конференции, чтобы сравнить наши показатели с другими регионами, то с трудом нашли информацию о результатах ЕГЭ других городов.
Так, например, Москва публикует результаты на портале госуслуг, и для того, чтобы ознакомиться с ними, нужен пароль. Другие города публикуют только результаты обязательных экзаменов или вообще их не публикуют.
Мы открыты для наших жителей, и требуем того же от вас, уважаемые руководители. У каждой школы сегодня есть свой сайт в Интернете.
Нужно опубликовать результаты ЕГЭ по каждой школе до 1 сентября, если кто-то еще не опубликовал. Нам совершенно нечего скрывать. Тем более, что результаты ЕГЭ этого года сравнимы с рекордами Универсиады!
В прошлом году у нас были проблемы с математикой. Сегодня мы видим, что принятые меры преодоления «математического кризиса» были эффективными. Рост по математике на 8,8 балла – это очень хорошая динамика.
В этом году нас радуют результаты и по русскому, и количество стобалльников и медалистов. И увеличение количества учащихся, получивших от 80 до 100 баллов, что гарантирует поступление на бюджетные места в наши вузы.
В 4 раза по сравнению с прошлым годом выросло число выпускников, получивших от 80 до 100 баллов на ЕГЭ по химии, физике и обществознанию.
В 2,5 раза больше учащихся смогли показать высокие результаты по английскому языку, биологии и истории.
Безусловно, это отложенный результат наших проектов по оснащению школ кабинетами физики, химии, биологии, информатики, подготовки волонтеров «Английский для всех» и республиканских проектов по повышению квалификации учителей английского языка совместно с EF School и Сингапуром.
В этом году в 2,5 раза уменьшилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог ЕГЭ - 45 человек, в 2012 году – 114 человек.
Это положительная динамика. Но мы должны помнить, что даже за малыми цифрами стоят судьбы конкретных детей.
Я прошу проанализировать, какие школы дают неуспевающих каждый год, в чем причины, что нужно для исправления ситуации. Оказать им всю необходимую помощь, решить кадровые вопросы.
В Казани не должно быть плохих школ. Только хорошие и отличные!
Несколько слов о предметах по выбору. Безусловно, у ученика должен быть выбор, какие предметы ему углубленно изучать – в зависимости от способностей и жизненных планов. Но и школа должна проводить осознанную образовательную политику, исходя из интересов и потребностей рынка труда.
Поэтому особое внимание мы уделяем профильному образованию, связанному с точными науками. Разумеется, мы не отодвигаем на второй план гуманитарную составляющую. Но основы инженерного и технического образования закладываются именно в школе – а именно такие специалисты сегодня и в перспективе остро нужны городу и республике.
Плюс ко всему – всем известно, что точные науки развивают мозговую деятельность, логическое мышление. Разумное сочетание естественнонаучного, математического и гуманитарного знания поможет обеспечить тот интеллектуальный и экономический прорыв, которого ждет наше общество.
Считаю, нам нужна серьезная перезагрузка профессиональной ориентации школьников.
У университетов появилось много интересных форм работы с учащимися школ: детские и малые университеты, профессорские школы, сетевые клубы, телевизионная олимпиада, совместный проект с технополисом «Химград», Учительский клуб (КХТИ), различные олимпиады и летние школы.
В 2010 году Д.А.Медведев поддержал общественную инициативу по созданию президентских лицеев и лицеев при федеральных и национальных исследовательских университетах.
Открытие лицеев – IT- и Лобачевского при КГУ, химического – при КНИТУ-КХТИ - прекрасная иллюстрация принятых решений.
Надеемся, что не останутся в стороне и другие университеты.
Вместе с тем, нужно искать новые формы работы с родителями старшеклассников, ведь зачастую выбор профессии или вуза делается ими.
Необходимо восстановить традиции публичных лекций известных ученых, которые бы могли посещать казанцы целыми семьями, приглашать родителей вместе с детьми на экскурсии в лаборатории, организовывать встречи со студентами, известными выпускниками.
В цепочке «школа-вуз-предприятие» слабым звеном остается взаимодействие с работодателями. Хотя есть примеры для подражания и в этом направлении.
Действующие кластеры созданы вертолетным заводом, КГТУ-КАИ и гимназией №8 Советского района (здесь состоялся выпуск уже второго «вертолетного» класса). Подписан договор о взаимодействии ОАО «Таттелеком», КГТУ-КАИ со шк.72 Советского района. Активно сотрудничает со студентами и школьниками ICL-КПО ВС, «КМПО», «Казметрострой», «Элекон», «Радиоприбор», Казанский завод «Электроприбор», ПАТП-1…
Прекрасный проект - «Детская железная дорога» - реализован в Юдино по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева и ОАО РЖД.
Одна интересная деталь…. При проведении республиканского конкурса по присуждению грантов на развитие технического творчества, а также оснащения школ кабинетами физики, химии, биологии, технологии, одним из условий было наличие договоров с предприятиями реального сектора экономики. Так вот, из 66 претендентов только 34 школы заключили договора о сотрудничестве, еще 32 нуждаются в установлении такого взаимодействия. Безусловно, здесь необходимо обоюдное движение навстречу, значит надо школам и предприятиям неформально подойти к этому вопросу, определив новые формы сотрудничества.
Такая задача уже поставлена Рустамом Нургалиевичем Миннихановым 22 августа в Арске – наши предприятия должны стать полигонами по подготовке кадров.
Уверен, что и учреждения дополнительного образования, и Городской совет по развитию детского технического творчества, и межшкольные учебные комбинаты имеют огромный потенциал в этом направлении. Мы готовы к сотрудничеству и того же ждем от наших предприятий, от бизнеса.
Сегодня, как никогда, актуален лозунг – «Кадры решают все».
Поэтому еще раз вернусь к часто обсуждаемому вопросу. Безусловно, мы хотим выиграть конкурентную борьбу с другими городами за человеческие ресурсы и прекратить «утечку мозгов» в лице наших лучших выпускников.
Нам есть за что бороться: более 600 медалистов, 128 стобалльников, почти 300 победителей и призеров различных этапов Всероссийских олимпиад.
13 учащихся школ Казани стали победителями и призерами международных олимпиад по математике, химии, экологии, программированию, интеллектуальной собственности, татарскому языку
Наши ребята получили награды на международных конкурсах для будущих инженеров и ученых на Google Science Fair 2013 и проектов по технологии «Инфоматрикс» (Казахстан).
Это ребята из лицея-интерната №2.
Школьники из 139-й гимназии – стали призерами международного конкурса научно-исследовательских работ «Интел-айсет» (сертификат Американской Физической Ассоциации преподавателей физики).
В этом году пределы республики покинули 21 казанский стобалльник, что составляет 16,4% от общей численности. 2 человека уехали за границу, 19 – поступили в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе такие знаменитые, как МГУ, МГТУ им.Баумана, Высшую школу экономики, Плехановку и т.д.
Статистика по сравнению с прошлыми годами очень хорошая, и это, конечно, приятно, но мы должны работать в этом направлении активнее!
Приведу простой пример. Многие знают Бориса Николаевича Соломонова не только как заведующего кафедрой Химического института имени Бутлерова, но и как педагога, взрастившего целую плеяду победителей российских и международных олимпиад.
По его инициативе были возрождены и уже третий год проводятся городские олимпиады по химии, физике, математике для восьмиклассников, которые позволяют отобрать талантливых мальчишек и девчонок для дальнейшей индивидуальной работы с ними.
Свою работу он строит в тесной связи с учителями и родителями. Для них и будущих абитуриентов проводятся экскурсии на химфаке, семинары для учителей, выплачивается стипендия для талантливых детей из малообеспеченных семей.
Все это делается для того, чтобы будущие надежды большой химии оставались учиться в колыбели казанской химической школы. На таких подвижниках держится большая наука.
Совместные усилия Бориса Николаевича и талантливого учителя химии лицея №131 Альфии Блигвардовны Хабибуллиной дали блестящий результат - на 45-й Международной олимпиаде по химии 10-классник лицея №131 Михаил Ягофаров, выступая по программе одиннадцатиклассников, завоевал серебряную медаль. А в июле он был включен уже в студенческую сборную на международной олимпиаде по химии в Иране.
Именно за такими учениками «охотятся» ведущие университеты страны, их успехи отслеживают известные корпорации.
Например, компании Google и АBBYY, мировой лидер в области лингвистики и перевода, не только поддерживали сборную России по информатике на международных олимпиадах 2011, 2012 годов, но и вовлекли победителей и призеров в свою научную деятельность. Возникает вопрос: «А где наши университеты и работодатели?»
Мы должны показать нашим ребятам и их родителям, что получать качественное образование можно и нужно здесь, в Казани. Для поддержки юных талантов и учителей, их подготовивших, из бюджета города в этом году выделено 10 млн. руб., что в 2 раза больше чем в прошлом году.
Есть целый комплекс мер поддержки на республиканском уровне.
Мы один из самых безопасных городов. Один из самых толерантных городов. У нас прекрасные условия для учебы и занятий спортом, возможности участвовать в программах международного студенческого обмена и грантах.
Если мы хотим, чтобы талантливая и амбициозная молодежь не уезжала от нас, а наоборот, стекалась в Казань, мы обязаны сохранить дух победы и созидания, рожденный Универсиадой.
Наследие Универсиады послужит всем
Сегодня также важнейшая задача сохранить для будущих поколений наследие Универсиады.
Это не только современные спортивные сооружения, транспортная инфраструктура, новые парки и скверы, модернизированные загородные детские оздоровительные лагеря, оборудование, которое поступит в школьные столовые к новому учебному году и многое другое.
Это - тысячи мальчишек и девчонок, которые придут в спортивные секции в начале учебного года.
Несмотря на то, что объекты Универсиады доступны для посещения всем казанцам, один из приоритетов нашей городской программы «Пятилетка здоровья» - спорт шаговой доступности.
8 универсальных спортплощадок появятся в ближайшие месяцы в каждом районе города, в том числе 5 на пришкольных территориях школ №№ 167 и161, №54, 80, гимн.№21.
Средства в размере 16,3 млн.руб. выделены по инициативе Рустама Нургалиевича Минниханова в качестве поощрения за участие в строительстве футбольного стадиона «Казань-Арена».
Построены и работают 4 доступных дворовых спортивных клуба «Спортхаус», в которых ежедневно под руководством инструкторов занимаются наши горожане. Инициатор проекта – предприниматель Вадим Михайлович Карпушин сознательно реализует принцип доступности – годовой абонемент стоит меньше 4 тыс. рублей (3900). Инвалиды и пенсионеры получают скидку в 20%.
В наших совместных планах – строительство еще 10 залов. Однако реализация проекта столкнулась с финансовыми трудностями. Стоимость строительства одного объекта – 4 млн. рублей.
Я поручаю комитетам экономики, физкультуры и ЖКХ рассмотреть совместно эти вопросы и внести предложения по поддержке этого и подобных проектов в сфере массового спорта. И по налогообложению, и по льготным кредитам по нашей программе, и, в том числе, по техническим условиям на подключение к сетям «Водоканала». По мнению инвестора, фактические нагрузки значительно меньше выданных техусловий. Прошу проверить и доложить мне в ближайшее время.
Как сказал известный английский писатель Исаак Уолтон, здоровье – это благо, которое нельзя купить ни за какие деньги. Нельзя не согласиться с этими словами. Но можно и нужно сделать многое, чтобы его сохранить.
Мы достигли успехов в организации горячего питания. И сегодня охват составляет 89%.
Этот показатель выше, чем в Москве и Петербурге (85%). При этом дети из семей с невысоким достатком, а это каждый пятый учащийся наших школ, получают горячий обед бесплатно. На это ежегодно выделяется 120 млн.руб. из городского бюджета.
Увеличилось количество учащихся, занимающихся физической культурой и спортом.
Около 11 тысяч школьников посещают 452 школьные секции (волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, хоккей, шахматы, бадминтон), еще больше - секции спортивных школ и учреждений дополнительного образования.
10 школ Казани вышли в полуфинал российского спортивно-образовательного конкурса «Дети-чемпионы!», где разыгрывается поездка на зимние Олимпийские игры в Сочи, большинство школ участвуют в спартакиадах и спортивных играх.
За последние годы количество команд, участвующих в популярных всероссийских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч», увеличилось в 5 раз и составило 165 команд - 3400 участников. Участие в «Золотой шайбе» приняли 158 команд, более 3500 участников.
Школьникам есть с кого брать пример. В ознаменование XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани стартовал кругосветный веломарафон, участие в котором принял учитель истории и английского языка школы №67 Кировского района Павел Грачев.
За 7 месяцев велосипедист преодолел 21 тыс. км, посетив 13 стран. В маршрут были включены города, принимавшие Универсиаду в прежние годы: Москва (1973), Варшава (1924), Турин (1959/70), Пекин (2001), Харбин (2009).
Зеленый рекорд
Здоровье человека на 30% зависит от экологических условий. Если хочешь быть здоровым, прежде всего, очисти вокруг себя воздух.
Зеленые насаждения-легкие нашего города, а их (насаждений) в Казани явно недостаточно. Наш городской проект «Зеленый рекорд» вызвал небывалую активность горожан.
В проекте принял участие немецкий юноша Феликс Финкбайнер, инициатор акции по посадке деревьев по всему миру.
Думаю, что для наших школьников, педагогов, и всех нас – это пример не только планетарного мышления современного подростка, но и пример реального воплощения слов в конкретные дела.
Участие в проекте дает огромный воспитательный эффект, начиная от чувства гражданственности, бережного отношения к тому, что сделал сам, привития трудовых навыков, заканчивая формированием эстетических вкусов наших детей.
Плохо то, в российских школах экология как предмет не преподается.
Тогда надо использовать возможности дополнительного, внеклассного образования. Центр детского творчества «Танкодром» подготовил несколько призеров Всероссийской олимпиады по экологии.
Педагог дополнительного образования Центра Дмитрий Владимирович Иванов предложил организовать на его базе республиканский центр экологического воспитания.
Мы готовы поддержать его инициативу и провести городской эксперимент по селективному сбору отходов в 7 казанских школах (по одной в каждом районе).
Гимназия №90 за год только на макулатуре заработала порядка 75 тысяч рублей.
Задача для школ и ребят на ближайшее время не только сберечь все посаженные растения, но и расширить, обогатить проект новыми направлениями.
Прежде всего, уделите особое внимание зеленому наряду пришкольных территорий.
А лучшую из школ по экологическому воспитанию детей предлагаю наградить на следующей августовской конференции.
Учитель завтрашнего дня – тот, кто знает прогноз на будущее
Данные многочисленных международных исследований неопровержимо свидетельствуют о том, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров и эффективности кадровой политики.
На протяжении последних 5 лет учителя Казани становятся победителями Республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан», в 2013 году 16 педагогов получили премию Президента России в рамках национального проекта «Образование», еще 28 поощрены на республиканском уровне.
Каждый шестой казанский педагог - получатель грантов Министерства образования Татарстана.
До недавнего времени проблема качества подготовки учителя ставилась только в вузе.
Однако, на практике, молодой специалист почти сразу сталкивается с дефицитом своих знаний и умений из-за «разрыва» между университетскими программами и стремительно обновляющимися педагогическими технологиями.
Адаптации молодых педагогов должны способствовать как традиционное наставничество, так и инновационные формы поддержки – виртуальные мастер-классы, чат-консалтинги, вебинары, коучинг.
Политик и государственный деятель Отто фон Бисмарк сказал: «Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости».
Правительством РФ поставлена задача по доведению зарплаты учителя до средней по промышленности. Эта задача выполнена. Средняя зарплата в Казани составляет 27562 руб., по промышленности – 26815 руб.
Сейчас мы можем сказать, что по сравнению с прошлым годом средняя зарплата школьного учителя выросла более чем на половину и составила 29563 руб. (2012 - 18886 руб., 2011 - 15338 руб.).
Сразу оговорюсь – это показатель зарплаты, исходя из среднего размера педагогической нагрузки 1,38 ставки на учителя.
Несколько ниже зарплата у воспитателей детских садов. Она составляет 22213 руб. Однако, это в 1,65 раза больше, чем в прошлом году (13503 руб.).
Наиболее остро стоит вопрос с зарплатой педагогов дополнительного образования. На сегодня она составляет 14388 руб. (в прошлом году – 13177 руб.) И здесь определенные надежды мы возлагаем на новый федеральный закон «Об образовании», который вступает в действие с 1 сентября.
Недавно, перед республиканской конференцией, мы провели круглый стол с педагогами, подготовившими 100-бальников по ЕГЭ.
Очень интересная и продуктивная встреча, и в этом формате нам нужно и полезно продолжать работать.
Например мы обсудили тот факт, что школьные учителя, имеющие ученую степень, не получают за это никаких доплат.
Для госслужащих, например, такие надбавки существуют. Конечно, они невысокие, но мы должны приложить все усилия, чтобы поддерживать лучших учителей.
Их в Казани всего 17, а должно быть гораздо больше. Этот вопрос мы обязательно поставим еще раз перед Министерством образования и руководством республики.
В одной из статей я нашел ответ на интересующий меня вопрос - отличается ли сегодняшний учитель от учителя вчерашнего?
Когда-то учитель был человеком, который знал прошлое и потому учил других.
Сегодняшний учитель - тот, кто стал современником своих учеников и живет их жизнью.
А завтрашний учитель - тот, кто понимает прогноз будущего и по этой причине в какой-то мере тоже человек из будущего.
Всем педагогам желаю стать такими учителями.
Образование - общественное благо
В новой редакции Закона об образовании есть четкая фраза: образование - общественное благо. То есть общество имеет не только право, но и обязанность самого активного участия в управлении школой.
Наши учреждения образования стали более открытыми и понятными благодаря современным информационным технологиям.
Интернет стирает границы во времени и в пространстве для коммуникаций между учениками, учителями и родителями.
Сайты школ, электронные дневники и журналы, чаты и публичные отчеты руководителей, электронная запись в детский сад и учреждения дополнительного образования стали реальностью сегодняшнего дня.
Без общественной экспертизы невозможно представить ни одного конкурса, грант-проекта или аттестации педагогических кадров.
Например, только в Казани около 350 наблюдателей осуществляли независимый контроль за ходом ЕГЭ.
И еще один фактор, который мы не можем не учитывать. Каждая семья имеет в своих руках рычаг влияния на качество работы школы.
За каждым ребенком в школу приходит определенный норматив финансирования. Это является основой равноправных отношений между семьей и школой.
Это должны понимать и учителя, и директора. Уже сегодня на практике там, где есть хорошее общественное самоуправление, где активно работают родители и администрация школы, там, конечно, во многом решаются вопросы и качества образования, и контроля и за финансовыми потоками, и за вопросами воспитания школьников.
В заключение, хочу всех поздравить с предстоящим праздником – Днем знаний.
Позвольте мне выразить искреннюю благодарность всем работникам образования за кропотливый повседневный труд, за профессиональную мудрость, преданность своему делу.
Благодаря вашему педагогическому таланту формируется и возрастает интеллектуальный потенциал Казани.
Желаю крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях, счастья и благополучия!