Уважаемые дамы и господа! Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Сегодня мы собрались вместе, чтобы в режиме диалога, глядя друг другу в глаза, определить, как нам развиваться дальше. Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели конференции в каждом районе города.
В Казани в сфере малого и среднего бизнеса занято 130 тысяч человек. Это каждый четвертый работающий житель города. Много это или мало? За последние десять лет количество занятых на предприятиях малого бизнеса увеличилось в полтора раза. И это на фоне резкого снижения численности работающих в других отраслях экономики. Для сравнения, в промышленности в 90-тые годы трудилось 250 тысяч человек, а сегодня эта цифра составляет 100 тысяч. В машиностроении число занятых снизилось со 160 тысяч до 50 тысяч.
Предприниматели приносят в бюджет Казани каждый пятый рубль. По итогам 2005 года объем налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней составил более 5,5 млрд. рублей, а за первое полугодие 2006 года – более 3 млрд. рублей, это почти 17% процентов всех налоговых поступлений.
По данным официальной статистики, производительность труда на малых предприятиях в два раза больше, чем в промышленностиПри этом темп ее роста за прошедший год составил 160%.
Доля предпринимательства в валовом территориальном продукте в 2005 году - 26 миллиардов рублей или 18%. Это выше, чем в среднем по России (по РФ этот показатель составляет чуть более 15%).
Давайте проанализируем структуру сегодняшнего предпринимательства, сравним ее с тем, что было 10 – 15 лет назад. Основная доля предприятий малого бизнеса представлена в торговле – это 70%. В 96-ом было около 80%. Еще на заре перестройки, когда бизнес формировался по принципу «купи – продай», мы говорили о том, что от базара надо переходить к цивилизованному рынку. К сожалению, не много изменилось, с базара мы так и не ушли.
Еще порядка 9% всех предприятий малого бизнеса заняты в сфере недвижимости. Только около 8% рынка приходится на строительство, и 6% предприятий реально производят собственную продукцию или открыли какое-либо обрабатывающее производство. Мы закупаем в соседних регионах то, что могли бы производить сами. Еще 4% в структуре малого бизнеса занимает «прочее». «Прочее» - это транспортная сфера, услуги, туризм - все, что позволяет развитым странам занимать первые строчки экономических рейтингов.
Важнейшее направление развития современного малого бизнеса - создание бизнес - инкубаторов и технопарков. В Казани открыт первый в России инновационно - производственный технопарк «Идея», работает два бизнес - инкубатора «Свияга» и «Поволжский инновационно - технологический центр легкой промышленности. При участии «Казаньоргсинтез» планируется открыть промышленный центр «Химград», где предприниматели могут разместить свое производство.
Малые предприятия внесли свою лепту в реализацию программы ветхого жилья, а сегодня участвуют в строительстве жилых домов по программе социальной ипотеки.
Я хотел бы поблагодарить малый бизнес за то, что практически каждый из вас участвует в проведении значимых для города праздников - День Победы, День города и республики, Сабантуй, в декадах инвалидов и пожилых людей.
Далеко не каждый человек даже из более чем миллиона жителей Казани может поставить на ноги свое дело. И власть должна уметь говорить вам за это «спасибо».
Это три очевидные вещи.
Во-первых, стабильные и понятные правила игры, иначе бизнес не может разглядеть свои перспективы и не способен выстраивать осмысленные стратегии.
Во-вторых, бизнес ждет, чтоб ему не мешали, не ставили бюрократических подножек.
В-третьих, бизнес ожидает, что, в меру своих возможностей, муниципальная власть окажет ему поддержку.
Мы знаем обо всех этих острых углах, не собираемся закрывать на них глаза. Мы находим ваши ожидания вполне законными.
Как вы знаете, мы живем первый год по новому муниципальному законодательству. Мы один из немногих регионов РФ, который пошел на местное самоуправление реально, хотя многие остались на переходном этапе до 2009 года. С этого года у города есть три основных источника дохода – подоходный, это земельный, и налог на вмененный доход. Это самые трудно собираемые налоги.
Как бы поступил любой из вас на моем месте, если бы стал мэром города с 12 – миллиардным долгом? Вы, в первую очередь, использовали бы все ресурсы, которые обязаны использовать по закону.
Возьмем рекламный бизнес. Вы все знаете, сколько было возмущений по поводу упорядочения рекламных конструкций. Говорили, что у людей отнимают их собственность, что чем меньше будет щитов, тем меньше платежей пойдет в казну… Простые цифры. За весь 2005 год городом с рекламного рынка было собрано 20 миллионов рублей. А за неполных 10 месяцев текущего года - 80 миллионов! Мы провели только первые торги. И с первых двух аукциона в городскую казну поступило 29 миллионов рублей. При этом никто не разорился, рентабельность бизнеса остается 27%! Согласен, что такой подход нравится не всем, потому что эти деньги оседали в чьих-то карманах!
Но самый больной вопрос – это подоходный налог. Наше российское законодательство, конечно, далеко от совершенства, поэтому существуют финансовые гении, которые знают, как «оптимизировать» налоги. Чтобы понять, какие масштабы приняла эта «оптимизация», я приведу вам цифры. Все доходы казанцев за 2005 год составили 92 миллиарда рублей, а расходы за прошлый год - 154 миллиарда рублей. Из них банки выдали физлицам кредитов на 11 миллиардов рублей. Как вам разница в 50 миллиардов! Это цифра неучтенных доходов, при чем весьма заниженная. Это деньги, которые ушли от налогообложения. В результате за год бюджет недополучил – 3 миллиарда рублей. Это более половины собственных доходов нашего бюджета! На эти деньги мы могли бы, к примеру, построить 10 детских садиков и 20 школ, или отремонтировать треть жилых домов, нуждающихся в капитальном ремонте.
Мы проанализировали заработную плату в малом бизнесе. У полутора тысяч частных перевозчиков, а это 90%, заработная плата водителей официально - 2200 рублей. Понятно, никто не будет работать за такую зарплату! Реальная зарплата - не меньше 10 тысяч рублей. А работает в транспорте более 7 тысяч человек. Таким образом, только в этом бизнесе в течение года от налогообложения уходит 300 миллионов рублей!
Другой пример - в городе Казани ежегодно вводится из 700 тысяч - 300 тысяч квадратных метров коммерческого жилья. Всем известно, что в квадратном метре отделки сидит минимум 100 долларов заработной платы. Умножим эту цифру на 300 тысяч квадратных метров жилья. Что мы получаем? … Мы получаем абсолютный ноль! Потому что отделочные фирмы, в подавляющем большинстве вообще нигде и никак ни фигурируют. Строительный рынок уже окрестили не «серым», а «черным». Это бездонная дыра, в том числе в муниципальном бюджете.
Средняя заработная плата в малом бизнесе – порядка 6 тысяч рублей. По этому показателю Казань – столица одного из богатейших регионов России – занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе. На 460 тысяч работающих «серый рынок» труда составляет более 100 тысяч человек, и львиная его доля приходится на предприятия малого и среднего бизнеса.
Мы отдаем себе отчет в том, что бизнесменов, которые бы платили налоги из сознательности или сострадания, просто не существует. Однако, развивать ваш бизнес за счет нашей законной налоговой базы мы тоже не намерены. Прозрачность и уплата налогов – это требования, от которых мы никогда не откажемся. Тех, кто не будет платить налог в соответствии с законом, мы не будем допускать к муниципальному заказу и к аукционам. Вы знаете, что мы уже публиковали в газетах список тех предприятий, где зарплата составляет две, а то и полторы тысячи рублей. Мы будем настаивать, чтобы налоговые органы обратили на них особое внимание. Рано или поздно должны, как и во всех цивилизованных странах, появится независимые профсоюзы, которые проведут серьезную борьбу за легализацию зарплат в сфере малого бизнеса.
У руководителя любого уровня возникает вопрос, как сделать так, чтобы и вы работали, и налоги собирались? Мы вместе должны думать об этом, потому что ваше развитие - это точка нашего роста. В свою очередь, я понимаю, что Вы ждете от нас четких правил игры, которые не будут меняться с каждым новым мэром.
Яркий пример – частные перевозчики. Что творилось на рынке пассажирских перевозок в Казани? Полный бардак. При низкой пропускной способности улиц маршруты открывались хаотично, дублировали друг друга. Дошло до того, что по Карла Маркса в час проезжало больше 500 ПАЗиков и ГАЗелек. Я уже не говорю о росте ДТП с участием автобусов! Понятно, что когда ГАЗель обслуживается не на технической базе, а во дворе дома, где водитель живет, очень трудно обеспечивать безопасность движения.
Мы приняли решение об упорядочении маршрутов и смене парка на автобусы с двигателем Евро-3. Впервые за всю историю рынка пассажирских перевозок мы объявили открытый конкурс и для муниципальных, и для частных предприятий. Полный пакет документов опубликовали в газете «Казанские ведомости». Четко и ясно сказали, какие будут условия на ближайшие пять лет: прочная техническая база, качественное обслуживание, медицинское освидетельствование, обновленный парк и легальная заработная плата. И в формировании лотов мы создали для всех равные условия: каждый лот включает в себя рентабельный, средний и малорентабельный маршруты.
И все до единого заявили, что намерены участвовать в приобретении маршрутов по новым условиям. Мелкие частные перевозчики в итоге объединились вокруг 5-6 крупных баз. Многие хотят чуть ли не вдвое увеличить подвижной состав. Это еще раз доказывает, что если есть четкие правила, а самое главное, стабильность, люди готовы вкладывать в развитие бизнеса.
Открытые конкурсы – это один из основных инструментов, который мы намерены использовать в наших отношениях с малым бизнесом.
В прошлом году через открытые конкурсы прошла лишь треть всех муниципальных заказов. В этом - на открытых торгах было размещено 70% заказов на сумму 5,4 млрд. рублей. В 2005 году на конкурс заявлялось от полтора до 2 участников, в этом - до 15! За счет открытых торгов мы сэкономили огромную сумму - 360 миллионов рублей бюджетных средств.
Почти 40% всего муниципального заказа в этом году выиграли представители малого бизнеса. Мы готовы отдать вам те сферы городского хозяйства, в которых вы хотите, а главное можете работать.Туризм, строительство гостиниц, парковок, магазинов «шаговой доступности», все виды услуг – вот далеко неполный перечень свободных ниш.
Новое направление, которое малый бизнес в этом году начал активно осваивать, это жилищно-коммунальное хозяйство. Первое, что мы сделали - значительно оптимизировали аппарат управления, исключили посредника между райжилуправлениями и населением в лице жилищно-коммунальных участков, открыли «Единые расчетные центры» и создали прозрачную систему отчетности.
Муниципальный жилой фонд в Казани с этого года полностью - на 100 процентов - обслуживают частники. Работают 11 частных управляющих компаний, в прошлом году их было только две, и 125 частных предприятий. За 10 месяцев они освоили средства в объеме 1,2 млрд. рублей (!).
То же касается благоустройства: из 32 подрядчиков в этой сфере задействовано 17 частных фирм. Весной мы проводили тендер, и большинство победителей – это как раз малые предприятия. Порядок проведения этих конкурсов есть в интернете, они абсолютно открыты.
Я знаю, что у предпринимателей, которые хотели бы работать в сфере благоустройства, есть вопросы по лизингу. Система очень усложнена, а для многих условия просто невыполнимы из-за высокой залоговой стоимости и большой процентной ставки. Поэтому мы договорились с несколькими лизинговыми компаниями об упрощении схемы и о снижении процентной ставки на лизинг специализированной техники и оборудования. Как результат группа компаний «Чистый город» весной приобрела по лизинговой схеме 35 единиц спецтехники и уже полгода успешно работает.
У сидящих в этом зале, я думаю, много вопросов накопилось по земле. Земельный вопрос – один из самых острых. Больше всего нареканий вызывает работа КЗиИО и ГлавАПУ. На оформление земельных участков уходит иногда более года. Количество согласований доходит до 40!
Очевидно, что простым механизм оформления земельных участков при существующем законодательстве не будет. Но ускорить сроки прохождения документов – в наших силах. Мы создали межведомственную комиссию по земельным вопросам.
С 1 февраля 2006 года, как вы знаете, функции Главного управления архитектуры и градостроительства, которые касаются земли, мы передали Комитету земельных и имущественных отношений. Это более мобильная структура. Для удобства прием документов на оформление на земельные участки и заявок на осуществление кадастрового учета сейчас ведется в одном здании на Груздева,5. Мы внедрили новую систему учета и контроля документов, которая значительно упростила процесс.
Оформление прав на землю – это тот вопрос, в разрешении которого мы вам будем всесторонне содействовать. От волокиты в этих вопросах в первую очередь страдает сам муниципалитет, поскольку, как вы понимаете, неоформленные земельные участки не могут принести пополнения в бюджет Казани, в то время как земельный налог – один из основных его источников.
На районных конференциях предпринимателей нам часто задавали вопрос, почему в нынешнем году была прекращена продажа земельных участков? Тут двумя словами не ответишь. Посмотрите, как у нас застраивалась Казань. Дома сдавались без социальной инфраструктуры – ни школ, ни поликлиник, ни магазинов, ни дорог. В городе были ликвидированы, как класс, архитектурные стандарты, нормы и принципы. Между тем, свободных земель осталось не так много. Вот почему мы взяли паузу, чтобы осмотреться. Вот почему ко всему, что касается застройки, мы будем подходить очень внимательно и осторожно. Вплоть до того, что будем разрывать договора с арендаторами, не использующими землю по целевому назначению.
В данный момент мы завершаем разработку нового Генерального плана. Земельные участки, выставляемые на аукцион, будут сформированы со списком разрешенных использований и параметрами, пригодными для проведения торгов. Инвесторы будут получать градостроительный план – единый документ с полным набором регламентов, позволяющих сразу понять, что можно строить на данном участке, а что нет. Кстати, первые десять площадок мы выставим на аукцион уже 29 декабря.
Много вопросов у предпринимателей и в части оформления недвижимости. Сегодня мы очень плотно работаем с Федеральной регистрационной палатой. В этом году впервые были открыты пункты регистрации прав на недвижимость в районах, чтобы людям не надо было ехать в другой конец города и выстаивать многочасовые очереди.
Со следующего года во всех подразделениях города: и в отделах исполкома, и в районах, и в Казгражданпроекте, в Водоканале будет введена электронная система документооборота «БОСС-Референт». На базе «БОСС-Референт» планируется реализовать технологию «одного окна». Это значительно сократит срок рассмотрения документов и упорядочит этот процесс. Главное, что человеку не придется ходить по кабинетам. Общение с чиновником будет сведено к минимуму. На этот шаг мы пошли, в том числе, и в рамках реализации нашей антикоррупционной стратегии. Мы не может к каждому чиновнику приставить по милиционеру, но обезличить документы мы можем. По регламенту ни один документ не должен находиться в структурах исполкома дольше 4 дней. За нарушения будут применяться жесткие санкции, вплоть до увольнения.
Что касается приобретения и аренды помещений. В этом году на открытые торги было выставлено 583 муниципальных помещения. И рынок быстро отреагировал на предложение. Простой пример – в прошлом году было проведено 8 аукционов, на которых продали 77 помещений на сумму 127 миллионов рублей. За 10 месяцев этого года прошло уже 27 аукционов, продано в три раза больше помещений почти на 430 миллионов рублей. И торги проходят еженедельно.
Чтобы стимулировать этот процесс, Городская Дума приняла решение увеличить срок оплаты помещений площадью до 150 квадратных метров до трех месяцев. А надо заметить, что доля таких помещений доходит до 70 процентов.
Некоторые представители малого бизнеса поднимают вопрос, чтобы при продаже с аукциона арендаторы получали преференции. Получается так: сначала они негодовали, почему помещения не продаются – ведь если это не их собственность, то им нет смысла ее облагораживать. Теперь они недовольны тем, что помещения продаются – ведь они что-то в нее вложили.
Обращаясь к вашему здравому смыслу, приведу простой пример. Вы несколько лет сдавали вашу квартиру внаем. За это время ваш наниматель где-то подбелил потолок, где-то сменил розетки, он также не раз вызывал сантехника. И что же – теперь, когда вы надумали продать свою квартиру, вы сделаете ему скидку? Полагаю, вы вынесете свою квартиру на рынок и продадите ее тому, кто предложит максимальную цену. Точно так поступаем и мы: условия аукциона будут равными для всех!
Другая проблема малого бизнеса - недоступность кредитных ресурсов. На прошлой неделе мы провели встречу представителей малого бизнеса с директорами крупнейших банков. Откликнулись все - «Сбербанк», «АкБарсБанк», «Внешторгбанк», «Зенит», «Татфондбанк», «Спурт», «Банк Казани».
Был очень конструктивный разговор. Прозвучала справедливая критика к действующей системе рассмотрения заявок на кредитование. Предприниматели говорят прямо – банки не горят желанием кредитовать малый бизнес. Процедура оформления документов сверхсложная - «придираются к каждой запятой». Причем, что миллион ты берешь, что 100 миллионов, надо собрать одинаковый пакет документов.
Позицию банков можно понять. Есть три основные причины отказа в кредитах: это отсутствие залога, отсутствие прибыли в бухгалтерской отчетности и отсутствие кредитной истории. Причем, заложить недвижимость чаще всего предприниматели не могут не потому, что у них ее нет. А просто-напросто потому, что как только они ее зарегистрируют в ФРС, сразу же возникнет налог на недвижимое имущество. То же самое с прибылью. Есть прибыль – будь добр заплати налог. Нет кредитной истории? Опять-таки почему? Да потому, что бизнес кочует из одной фирмы в другую, с той же целью – сокрытия доходов. Запутанная структура собственности, не отлаженный документооборот, «черная бухгалтерия», проблемы с налоговыми органами – вот те причины, которые усложняют процедуру выдачи кредитов. На самом деле схема простая: зарегистрируй имущество, покажи прибыль, плати налоги – получай кредиты и развивай бизнес, как это происходит во всем цивилизованном мире.
И мы готовы в этом вам помогать. Мы вышли с инициативой к банкам более активно включаться в кредитование предпринимателей, выкупающих муниципальное имущество на аукционах. Программа уже спроектирована «Банком Казани». Малые предприятия в пределах лимита смогут авансировать свое участие в торгах и выкупать имущество со значительной экономией времени, банк же будет перечислять средства напрямую в бюджет.
Кроме того, в этом году мы разработали программу, которая позволит компенсировать за счет средств бюджета 1/3 процентов по кредитам для предпринимателей в «Банке Казани». Таким образом, мы сможем снизить стоимость обслуживания с 15% до 10% годовых. На эти цели впервые будут предусмотрены средства в бюджете города.
К сожалению, мы привыкли, что власть собирает предпринимателей только тогда, когда ей нужны деньги на проведение Сабантуя или Дня города. Встречаясь с предпринимателями на конференциях, мы понимаем, что главная проблема наша в том, что мы совсем не знаем наш малый бизнес, порой просто не понимаем его. Главные проблемы малого бизнеса сегодня это даже не проблемы «бизнес – власть», это скорее внутренние противоречия. Это «сообщество», в котором каждый – за себя. Вступая в диалог с властью, каждый начинает преследовать только узкокорыстные интересы. Я предлагаю вам для решения проблем малого бизнеса в Казани создать Экспертный совет по предпринимательству. Выберите в этот совет активных, продвинутых людей, которым вы доверяете, которые успешно реализовали себя в бизнесе. И мы будем встречаться не только в рамках конференций.
На встречах в районах вы неоднократно высказывали предложение выпускать свою газету. Почему бы нет? У вас есть достаточно средств, чтобы финансировать такое издание и чтобы оно оставалось независимым от власти и выражало ваши интересы.
Я еще раз хочу подчеркнуть, мы готовы вам помогать и всесторонне вас поддерживать. Я обещаю, что при нашей взаимной работе, при нашем взаимном диалоге и понимании с вашей стороны, буду делать все возможное для того, чтобы Казань стала известна в России как город развития малого и среднего бизнеса.
Спасибо – за Вашу работу и за внимание!