По сравнению с 2013 годом
Мэр Казани Ильсур Метшин в интервью «Огоньку» о футболе и Универсиаде
(полная версия)
— В связи со спортивными победами казанских команд город перешел в новое качество: стал принимать матчи, которые до сих пор не принимал, болельщиков из других регионов. Какие есть радости в связи с этим и какие сложности?
— Больше радостей. Если для избалованных европейцев проведение чемпионата Европы — нарушение их спокойной размеренной жизни, то для нас любое международное спортивное событие — большой праздник. Да, он обременен дополнительной нагрузкой по обеспечению правопорядка, безопасности болельщиков, транспортной логистики, размещению всех прибывающих туристов. Это хлопоты, которые накладывают определенную нагрузку на власти, городские и республиканские структуры. Но для нас это такие новые радости. Не только в футболе. Еще хоккей, баскетбол, волейбол, хоккей с мячом, водное поло, а в будущем и Универсиада.
— В одном из интервью вы сказали, что на матч «Рубина» с «Барселоной» из 24 тысяч билетов около 4 тысяч продано жителям других регионов. 1200 билетов купили в пакете с услугами гостиниц, ресторанов, культурных учреждений. Можно привести хотя бы приблизительные цифры доходов города от крупных спортивных событий?
— Это будут некорректные цифры. Считать количество проданных билетов, скушанных булочек в ресторанах и выкупленных номеров в гостиницах абсолютно неверно. Достижение не в этом. Например, на следующий день после матча в Барселоне мне звонили официально и просто дружески со всех концов мира. 146 мировых изданий в 21 стране пестрели заголовками главной спортивной новости. И задавались вопросом: Where is Kazan? Сколько нужно было бы за такую рекламу заплатить, не подсчитаешь. Это синергетический эффект. И есть то, что не измеряется деньгами: слава и гордость за команду, за республику и ее столицу.
— Билеты на матчи Лиги чемпионов в Казани доходят до 10 тысяч рублей. Чем вызваны такие высокие цены?
— В соответствие с высокими, даже жесткими, я бы сказал, требованиями УЕФА нужно было реконструировать многое на нашем стадионе. Мы впервые принимаем форум такого уровня. Только прямые затраты на реконструкцию стадиона составили почти 150 миллионов рублей. Это и оптоволокно, и 21 камера (матчи премьер-лиги чемпионата России снимаем 7 камерами), и пресс-клуб на 100 мест, и комментаторские… Кроме того, проходная система через вертушку с видеокамерами, электронными билетами… Мы все это сделали. Я бывал во многих городах, где проходила Лига чемпионов, там билеты, если переводить на наши деньги, начинаются с 5 тысяч. У нас были доступные билеты по 500 рублей. Из 24 тысяч только 1000 — места повышенной комфортности — стоят 10 тысяч рублей. А на матчи российского чемпионата самые дорогие билеты стоят 300 рублей.
— Вы в начале ноября дали указание разработать меры по обеспечению стопроцентной явки на матч «Рубин» — «Зенит», чтобы полными трибунами поддержать казанскую команду. Почему стадион приходится заполнять административными методами?
— Это не потому, что никто не хочет идти. Но 21 ноября ожидается минус 10 градусов. Только в России в минус 10 играют в футбол. Болельщики прежде всего люди. Многие при всей любви к футболу на стадион не пойдут, а сядут перед телевизором и будут смотреть прямую трансляцию. Мы в этот день решили сделать свободный вход, поскольку для нас это может быть золотым матчем.
— На сколько больше туристов стало приезжать в Казань, и сколько среди них болельщиков?
— По итогам года мы хотели бы увеличить приток туристов на 18 процентов. Пока в Казань приезжает 750 – 800 тысяч в год. Мы хотим выйти на цифру свыше миллиона туристов. Болельщиков небольшое количество. Их привлекают пока только футбол и хоккей.
— Самый большой приток ожидается в дни Универсиады в 2013 году. Как идет строительство объектов?
— Всего понадобится 64 объекта, из них 29 новых, которые мы сейчас строим. Из этих 29 восемь будут сданы в декабре. Три объекта — теннисную академию, дворец единоборств и универсальный спортивный комплекс «Зилант» мы уже сдали. Подготовка идет полным ходом. Качество отменное. Объекты проинспектировал во время своего приезда в Казань президент Дмитрий Медведев. Как минимум, раз в два месяца председатель оргкомитета Игорь Шувалов что называется в каске и сапогах ездит по всем объектам и контролирует качество и сроки. А также министр спорта, зампредседателя оргкомитета Виталий Мутко. Мы выполняем взятые на себя обязательства. Все будет подготовлено в срок. Единственное, что отстает — транспортная составляющая: подготовка транспортной инфраструктуры, новые дороги, развязки, мостовые переходы. Уже сейчас в городе такое количество автомашин, что в 5,6 раза превышена пропускная способность дорожной сети. Она проектировалась и строилась по старым нормам, когда одна машина была на одну пятиэтажку. А сейчас — в каждой квартире по две машины. Без решения транспортного вопроса качественно, на достойном уровне Россия в лице Казани не сможет провести Универсиаду.
— Почему отстаете?
— Отсутствие денег. Федеральных. Но нас слышат. Есть поручение председателя правительства Владимира Путина. Есть решения оргкомитета, выездной коллегии Минтранса России в Казани. Мы продвигаемся.
— До Универсиады еще далеко, вернемся к «Рубину». Город не опасается, что на волне успеха разберут игроков?
— Это нормальный процесс. Конечно, жалко расставаться, но это неизбежно: в любом случае придется расставаться — футболисты не могут играть до 45 лет. У нас прекрасная школа при «Рубине». Футболисты 1993 года рождения в прошлом году стали чемпионами России. Этим ребятам уже по 16 лет. Мы ведем селекционную работу. Сейчас есть предложения по Домингесу, Рязанцеву, Ансалди, Сибайе, Нобоа, Бухарову. Просматривают Рыжикова и Семака. Мы дорожим каждым из них, но в то же время есть реалия жизни, трансфертной политики российского и международного футбола, и «Рубин» не может здесь быть исключением.
Журнал "Огонек", 23.11.2009