«Можно бесконечно гордиться прошлогодними успехами Казани, но сейчас такое чувство, что все это было в другом мире, другой эпохе», — заметил Мэр столицы РТ на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Отвечая на вопросы, Ильсур Метшин рассказал о том, как город планирует помогать жителям и бизнесу пережить этот непростой период. «Сейчас готовых рецептов нет ни у кого, поэтому не стесняйтесь делиться своими мыслями», — обратился он к читателям.
— Сначала пандемия, теперь санкции…. Ильсур Раисович, уже есть понимание, сколько потеряет бюджет Казани и какие планы по восполнению выпадающих доходов?
— Сейчас никто цифр не назовет. Потери, скорее всего, будут, и серьезные… Но, когда началась пандемия, всем казалось, что мы на краю катастрофы. И 2020-й оказался очень сложным. А в прошлом году практически по всем показателям вышли на допандемийный уровень и даже превысили его. Помогла поддержка федерального центра и республики. И мы уже сегодня видим, что правительство начинает разворачивать серьезный комплекс мер по поддержке бизнеса и экономики.
Все последние годы Казань развивалась очень динамично. Мы строили больше всех школ и детских садов. Активно прокладывали — и строим сейчас! — новые дороги, возводим мосты и дорожные развязки. У нас очень активно развивается жилое строительство. Растет малый и средний бизнес, неплохо себя чувствуют предприятия по выпуску самолетов, вертолетов, моторов, различного оборудования, химической промышленности. Перечислять можно долго. Все это позволило сформировать запас прочности и сохранить устойчивость и управляемость в сложившихся обстоятельствах.
Но, конечно, к такому развитию ситуации никто не был готов, и даже психологически сложно принять нынешний поток новостей, невозможно на них эмоционально не реагировать. Есть исследования, согласно которым любая человеческая реакция — это 94 процента эмоций и только 6 процентов рацио.
Уверен, именно на эмоциях ряд иностранных бизнесов ушли из России — мы уже слышим о том, что многие из них планируют вернуться. Неслучайно абсолютное большинство аккуратно платит за аренду помещений, оплачивает вынужденный простой сотрудников.
— Люди тоже очень переживают…
— Призываю всех к спокойствию и благоразумию. Недаром сказано, что самый большой грех — это отчаяние. Мы вместе проходим уже далеко не первый кризис, уверен: справимся и на этот раз. Главное — не терять силы духа и сосредоточиться на работе.
Мы уже создали городской антикризисный штаб, задача которого — обеспечить устойчивость экономики Казани, сохранить рабочие места, поддержать импортозамещение, исключить дефицит необходимых продуктов и лекарств, гарантировать горожанам социальную поддержку и возможность трудоустройства и заработка.
Мы сейчас встречаемся с руководителями предприятий, организаций, учебных заведений, архитектурных бюро, торговых сетей, представителями креативного класса. Например, главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина уже обсудила проблемы развития отрасли в новой ситуации с казанскими коллегами. На днях в Казани запланирована встреча с архитекторами и разработчиками софта, на котором они работают. Есть четкое понимание, что сейчас надо срочно переходить на отечественный программный продукт, на местные строительные материалы — благо у нас в республике есть богатейшие месторождения гипса и глины, большой опыт производства керамического кирпича, гипсокартона, изделий из металла.
Пока не поговоришь с людьми — не будет понимания, что надо делать, кому и в чем помогать. Поэтому такие встречи, круглые столы, обсуждение ситуации на предприятиях сегодня для нас так же важны, как планомерная стабильная работа по обеспечению жизнедеятельности города.
Солидарность, коллективизм, взаимовыручка — вот ключевые запросы времени. Нам некуда и незачем бежать с этой земли, и надо думать не только о себе, но и о детях, их безопасности. От того, справимся ли мы сейчас, зависит их будущее счастье, благополучие, человеческое достоинство. У меня четверо детей, пять внуков, все живут в Казани, никто никуда не уехал. Прекрасно понимаю тех, кто переживает о завтрашнем дне. Изменения происходят с такой скоростью, что трудно их осмыслить. Но обязательно нужно видеть перспективу.
Мы долго жили в обществе, где правила жизни диктовали эгоизм и амбициозность. Сегодня с этими подходами далеко не уедешь. Уверен, сейчас одно слово поддержки своему коллеге, другу гораздо важнее ожесточенных споров. Мы должны пройти этот период с как можно меньшими потерями — других вариантов нет.
— «Какие меры будут приняты для поддержки бизнеса и качества жизни населения в связи с последними событиями?»
— Сейчас против страны введены беспрецедентные санкции, но и правительство России разворачивает беспрецедентный комплекс мер поддержки на всех уровнях власти: федеральном, республиканском и муниципальном. Практически каждый день мы видим новые важные решения. Они должны компенсировать те потери, которые уже возникли, и стать ступенькой для перезагрузки нашей экономики. А ее обновление необходимо.
Безусловно, за последние годы качество жизни в России, благоустроенность наших городов очень выросли. Но вместе с этим мы на уровне страны не имеем своего семенного фонда. Например, по свекле практически стопроцентно зависим от Запада. Не имеем в достаточной мере своего инкубационного яйца для выращивания бройлеров и индюшатины, племенного крупного рогатого скота, так и не научились обрабатывать древесину. Не говорю уже о производстве микрочипов. Хотя вся сырьевая база и высококвалифицированные кадры у нас есть. Конечно, существует мировое разделение труда, но почему нам в этом разделении отведена роль исключительно сырьевого придатка? Почему у нас, куда ни плюнь, хоть какой-то компонент да завозится из-за рубежа, а без него ничего сделать не удается? Это болезненные вопросы, но от них никуда не денешься.
Думаю, сегодняшняя ситуация, несмотря на огромные трудности, — это еще и великий шанс для перезагрузки российской экономики. Санкционный режим — своего рода тренер. Если сейчас, когда уход западных компаний создал огромное поле новых ниш для работы, наш бизнес не раскроет свой потенциал, этого не случится уже никогда.
Другое дело, что предпринимателям нужно помочь сшить производственные цепочки заново. Одним надо увидеть, кто из отечественных компаний готов предложить им качественную замену импортной составляющей. Другие ищут заказчиков для своей продукции. Бывает, что эти компании работают в одном городе и даже на одной улице, но абсолютно не соприкасаются.
Поэтому мы приняли решение: разработать сервис по проблемам импортозамещения на уровне Казани. Абсолютно бесплатно разместим там потребности наших предприятий, чтобы смежники смогли увидеть, кому, в каких масштабах может понадобиться их продукция.
Со своей стороны гарантирую, что все наши социальные программы будут реализовываться в полном объеме, а это тоже серьезная занятость городского малого и среднего бизнеса. Сверстан план по капремонту домов. Не останавливается стройка Вознесенского тракта и Большого казанского кольца. Проектируется продолжение дороги – дублера Горьковского шоссе, и уже приступили к выносу сетей для расширения непосредственно самой Горьковской магистрали. Только на строительство и ремонт дорог и дворов, благоустройство общественных пространств в этом году мы при поддержке президента республики планируем направить свыше 19 миллиардов рублей. Это грандиозная цифра, за которой рабочие места, зарплаты, платежеспособный спрос, уверенность людей в завтрашнем дне.
В некоторых землях Германии есть правило: нужен подрядчик, производство каких-то комплектующих или сырья — ищи его в своем городе. Если в городе нет — ищи в своем регионе. Если в регионе нет — ищи в стране. И, только если и в стране нет, смотри, что есть за рубежом. Однозначно мы должны сейчас работать по этой схеме. Поддерживать своих, чтобы ни рубля из Казани не выпускать.
Мы сегодня пересматриваем свои расходы и планы в целях поддержки бизнеса и населения, анализируем, что можно и нужно сделать в городе с учетом новых условий.
Одно из последних решений антикризисного штаба — решение временно заморозить развитие муниципального паркинга. Мы снова вводим мораторий на штрафы и проверки бизнеса, если нарушения не влекут опасности для жизни и здоровья горожан. В ближайшие дни, думаю, список мер поддержки будет пополняться.
— А как быть с теми импортными позициями, которые мы не научились до сих пор делать? Через нейтральные страны станем привозить?
— Этот вариант тоже никто не отменял. Но, если смотреть вперед, мы должны поддержать свой НИОКР, свою прикладную науку, помочь тем предприятиям, которые вкладывают собственные средства в передовые технологии и выпускают высокотехнологичную продукцию. Как помочь, это мы сейчас продумываем.
Во-первых, на уровне города запустим систему грантов и льгот для таких компаний. Это работающий инструмент, как мы увидели на примере самозанятых. В пандемию запустили для них программу поддержки — в результате число самозанятых только в прошлом году выросло с 33 тысяч до почти 58 тысяч. Одни перешли в этот режим из ИП, другие сразу открыли новое дело как самозанятые.
Во-вторых, будем обращаться к президенту республики с предложением принять для таких компаний положение о максимальном налоговом вычете по налогу на прибыль, который ускорит возврат собственных средств предприятий, вложенных в создание либо модернизацию производства. Эта мера поддержки облегчит путь к созданию опытных образцов и ускорит процесс импортозамещения.
В-третьих, у Казани есть хорошие связи со многими городами мира. Это и наши города-побратимы, и другие муниципалитеты, с которыми мы сотрудничали по линии ОГМВ. Пришло время максимально использовать данные наработки. Когда мы будем понимать, какие именно товары казанские предприятия не могут с ходу заместить отечественными, наши представители, если потребуется, поедут в Китай, Турцию, Индию как эмиссары городского бизнеса. Каждое предприятие сделать это не сумеет, а мы в таких условиях можем взять на себя налаживание контактов. Знакомство с руководством городов, дипломатическими работниками тут будет порукой, что мы сможем уйти от перекупщиков и наладить общение предприятий напрямую. В их экономику мы лезть ни в коем случае не станем: наше дело — как можно скорее связать производственные цепочки, обо всем остальном бизнес и без нас прекрасно договорится.
— Кстати, о международной деятельности — на эту тему тоже есть вопрос от одного из читателей: «В прошлом году вас избрали президентом всемирной организации „Объединенные города и местные власти“. Как после 24 февраля выглядит обстановка в организации? Или вас уже лишили этой должности»?
— Слышу сарказм в этом вопросе. Но суть ведь не в том, какую должность я лично занимаю, а в том, что данная организация была создана для укрепления горизонтальных связей между городами мира и многое делает для взаимопонимания и улучшения работы муниципалитетов. Я уверен, что любые конфликты заканчиваются, но человеческие отношения надо сохранять. И градус агрессивности каждый из нас должен стараться понижать, а не увеличивать.
— Читатели переживают: есть ли необходимый запас прочности у таких муниципальных предприятий, как «Водоканал», «Казнерго», «Метроэлектротранс»? Наверняка они так же, как и остальные, во многом завязаны на импорт. А от их деятельности зависит, будет ли в городе свет, вода, тепло, зависит работа общественного транспорта. Можете ли вы гарантировать их бесперебойное функционирование?
— Это прямая обязанность городских властей. Прежде чем вникать в проблемы остальных предприятий, мы начали с себя, проанализировали состояние городских МУПов. У них, как и у всех, сейчас тоже рвутся цепочки поставок. Но хочу успокоить: запас запчастей, комплектующих, других необходимых материалов в городе есть. Сейчас работаем над обеспечением устойчивости предприятий городского хозяйства в долгосрочной перспективе, формируем необходимые резервы.
— «Казань много потеряет из-за отмены проведения международных соревнований. Был ли расчет на эти деньги, чем заменить?»
— Абсолютно нет. Уже давно Казань не получает никаких дополнительных денег на проведение международных соревнований. Последние крупные транши нам выделили при подготовке к Универсиаде, которая стала мощным антикризисным средством для города. Тогда мы построили 30 новых спорткомплексов мирового уровня, в том числе стадион «Казань Арену» на 45 тысяч зрителей, 11 новых развязок и столько же новых дорог, 39 пешеходных переходов, 13 реконструированных улиц, 122 отремонтированные дороги, 4 миллиона квадратных метров нового асфальтового покрытия, три станции метро, современный аэропорт, линию интермодальных перевозок и так далее — могу рассказывать долго, но казанцы все видели своими глазами. Как мы тогда радовались изменениям в городе!
А сейчас масштабный ремонт дорог, домов, общественных пространств перестал быть исключительным событием для Казани. Все это проводится в плановом порядке и в больших масштабах ежегодно. Например, в прошлом году без всяких поводов мы начали такие глобальные проекты, как строительство Вознесенского тракта, продолжили строить БКК и дорогу – дублер Горьковского шоссе.
К Универсиаде отремонтировали 122 дороги, и нам казался этот объем колоссальным. А в прошлом году в плановом порядке привели в порядок 167 улиц протяженностью 115 километров и общей площадью 1,3 миллиона квадратных метров. Но это все делается вне зависимости от каких-либо спортивных мероприятий благодаря масштабным нацпроектам и поддержке республики.
— «Что будет с ценами на продукты?»
— Я не экономист и не предсказатель. По результатам встреч с представителями городских торговых сетей уверенно могу сказать только одно: продукты в Казани есть, в том числе сахар и гречка. Но спрос был таким, что не успевали их фасовать. Свою отрицательную роль, безусловно, сыграли и спекулянты, которые сразу же бросились скупать базовые продукты в надежде через время их перепродать втридорога. УФАС довольно быстро пресекло эту бешеную скупку, но тренд уже был создан, многие испугались дефицита и подорожания.
— «В связи со сложившейся ситуацией в геополитике мы, скорее всего, будем получать зарплату меньше, чем раньше, но работать нужно, в том числе и передвигаться по городу. Планируете ли вы отложить запуск новых платных городских парковок, например у бульвара „Белые цветы“ и в других местах?»
— Как я уже рассказал, сейчас анализируем, что можно и нужно сделать в городе с учетом новых условий. Как вы знаете, в связи с пандемией мы приняли и пролонгировали уже на 2022 год льготный режим работы парковок: бесплатной стала еще парковка в субботу и в будни после 19:00. Не забывайте, что уровень автомобилизации за последние 15 лет вырос в 2,5 раза. Сейчас в миллионном городе — 460 тысяч автомобилей.
Но с учетом нынешних реалий на нашем антикризисном штабе принято решение: временно заморозить развитие муниципального паркинга.
— «Как вы оцениваете реальные итоги социально-экономического состояния Казани за 2021 год, если учесть инфляцию и итоги пандемийного 2020-го, с которым сравнивают все показатели?»
— Еще и месяца не прошло, как я — признаюсь, не без гордости — докладывал на сессии Казгодумы очень позитивные результаты прошлого года. Практически по всем показателям прошедший 2021-й был лучше и 2019, и 2020 годов. Доходы бюджета составили 38 миллиардов рублей, хотя изначально мы планировали на 10 миллиардов меньше (помогло строительство дорог, программа переселения аварийного жилья).
Но сейчас такое чувство, что все это было в другом мире, другой эпохе. Можно бесконечно гордиться, что по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 2021-м в Казани на 35 процентов выросли объемы производства и на 19 процентов — объем инвестиций в основной капитал, тогда как официальная инфляция составила 8,5 процента, — все это сейчас отодвинуто в прошлое текущими событиями.
Но, поскольку казанцы все эти годы не сидели сложа руки, к данному кризису мы подошли, возможно, более подготовленными, чем многие другие города. Мы часто рисковали, становясь пионерами в самых разных направлениях, нередко брали на себя такую штангу, которая могла нас просто раздавить, но благодаря сплоченному, созидательному, самоотверженному труду жителей города и поддержке республики и федерального центра мы смогли решить множество проблем. Отремонтировали львиную часть дорог, школ, жилых домов и медицинских объектов. В федеральном реестре нет ни одного казанского дома с обманутыми дольщиками. Количество парков и скверов в Казани достигло 150, их общая площадь выросла с 174 до 449 гектаров. За последние 10 лет мы построили 575 спортивных объектов — больших и малых, с физкультурой и спортом дружат больше половины казанцев. Уверен, что все это в совокупности поможет преодолеть любые трудности.
— «Казань приняла бюджет на 2022 год в объеме по доходам более 32,7 миллиарда рублей, по расходам — около 35,7 миллиарда рублей. Но ситуация резко и глобально изменилась. На чем планируете экономить?»
— Пока мы предполагаем в полном объеме выполнить все запланированные социальные программы, но будем смотреть по ходу пьесы. Напомню, что 2022-й в Татарстане — это Год цифровизации. А это не что иное, как экономия человеческих и материальных ресурсов, уход от бумаги. Ну и в таких условиях вряд ли уместны какие-то праздники, видимо, на них тоже станем экономить.
— «Как считаете, что поможет строительной отрасли выжить в данных обстоятельствах?»
— Строительная отрасль всегда была, есть и будет локомотивом для развития экономики. Уверен, что дорожное строительство, как и прежде, поддержат нацпроекты. А возведение жилья связано с платежеспособностью населения, доступными ипотечными кредитами, ситуацией на рынке стройматериалов. Пока ситуация крайне сложная, вопросов больше, чем ответов, но не сомневаюсь, что правительство страны примет необходимые меры, позволяющие отрасли двигаться дальше. На мой взгляд, сейчас для поддержки отрасли и населения нужны беспрецедентно смелые решения: ипотека под 3 процента, снижение стоимости бензина на 30–40 процентов. Пусть государство поддерживает нефтеперерабатывающие предприятия, но самое главное сегодня — максимальная поддержка людей.
— «Мы возражаем против строительства больницы и ЖК „ЮИТ“ в Гавриловской роще. 11 гектаров, которые отданы под строительство госпиталя и ЖК, должны оставаться природной территорией. В Ново-Савиновском районе и окрестностях полно пустырей, занятых под незаконные парковки, и неиспользуемых территорий бывших предприятий. Роща — это здоровье жителей! Нельзя отнять здоровье, чтобы потом лечить! Вся территория рощи, 87 гектаров, должна быть включена в ООПТ „Парк „Савиново“ без любой застройки!»
— С большим уважением отношусь к мнению авторов письма, но есть и другая позиция. Если бы вы знали, сколько за все эти годы было обращений жителей к нам, в районную администрацию, минздрав с просьбами построить детскую больницу в Ново-Савиновском или Авиастроительном районах! Не знаю, есть ли дети у авторов письма, но хочу напомнить: в кризисных ситуациях для спасения жизни и здоровья каждая минута на счету, а когда скорая едет из Авиастроя или с улицы Чуйкова в ДРКБ — уходит драгоценное время, иногда, в час пик, это целый час и более. Когда мы построили 7-ю городскую больницу, люди, живущие в этом районе города, буквально вздохнули спокойно. Обследоваться и получить необходимую помощь взрослым стало гораздо проще. Строительство детской больницы давно насущная необходимость. У нас нет в этой части города других подходящих свободных территорий. Не имеется, к сожалению, пустырей или незаконных парковок достаточной площади. Мы принимали это решение, отмерив не 7, а 10 раз. Люди моего поколения прекрасно знают, что эта территория изначально представляла собой песок, намытый для берегоукрепления еще в советские годы. Каких-то раритетных зеленых зон здесь никогда не было.
Тем не менее, прекрасно понимая, что парк тут тоже необходим, в сентябре 2020 года я объявил о решении создать на этой территории парково-рекреационную зону, придать ей статус ООПТ и перенести новое жилое строительство на земли близ речного порта. Тогда данное решение было одобрено активистами. С тех пор планы относительно этой территории не менялись. Кроме уже заявленного строительства домов ЮИТа, никаких новых ЖК там не появится. Территория площадью 68,4 гектара зарезервирована под создание парка, и я не сомневаюсь, что мы его там создадим. Из этой общей площади участок под детскую больницу занимает около 8 гектаров, но понятно, что само здание будет меньше. Кроме того, при строительстве объекта на самой территории планируется максимально сохранить зеленые насаждения, а по завершении — провести дополнительное зеленое благоустройство. Это очень важно для детских лечебных учреждений.
Наверное, мало кто в курсе, но вся эта территория была на момент нашего решения в частной собственности. Чтобы исключить здесь жилую застройку, мы провели большую работу с собственниками по обмену земельными участками. В прошлом году на данной территории была создана охраняемая природная территория местного значения — рекреационная местность «Парк „Савиново“». Это важный шаг с точки зрения будущего парка. Он означает, что жилые дома, офисы или торговые центры на территории не могут быть построены уже по закону. Исключение составляют лишь лечебные учреждения.
— «Почему Казань опять возвращается к устаревшей практике намыва акватории Куйбышевского водохранилища, причем в обход федерального законодательства, без согласования с минприроды РФ? Мы против создания искусственных земельных участков путем засыпки частей Куйбышевского водохранилища — я имею в виду Куземетьево и акваторию Казанки, которую хотят засыпать под строительство Соборной мечети. Почему мэрия Казани продолжает отдавать природные зоны под строительство?»
— Куземетьево — частные земли, инициатива по созданию здесь центра развития детского гольфа принадлежит министерству спорта РТ. Насколько я знаю, намытые 6 гектаров, по оценке привлеченных экспертов, — это не какой-то новый полуостров, а линия берегоукрепления, призванная защитить спортивный объект от подтопления. За соблюдением законности строго следят правоохранительные органы.
В генплане города здесь планировалась со временем жилая застройка, так что масштабный спортивный объект с продуманным благоустройством и ландшафтным озеленением — это совсем неплохая альтернатива.
Что касается Соборной мечети, о месте ее будущего размещения до сих пор ведутся дискуссии. Инициатор ее строительства — духовное управление мусульман Татарстана. Как один из вариантов было предложение размещения нового религиозного центра на Казанке, напротив восстановленного в прошлом году собора Казанской иконы Божией Матери, с намывом земли. Горожане неоднозначно отнеслись к этому проекту, и сейчас рассматриваются другие варианты размещения Соборной мечети — ни один из них не связан с намывом земли.
— «Мы, жители микрорайона М14, строящегося по президентской программе социальной ипотеки, интересуемся: когда начнется строительство школы именно в нашем микрорайоне, предусмотренной проектом? В настоящее время у нас возведено четыре дома на 854 квартиры. Строится еще три дома одновременно. Через дорогу — ЖК „Лесной городок“. В настоящее время нам приходится возить своих детей в школу №186, рядом с ней строится еще одна новая школа. Но… даже она заполнится моментально, так как в той стороне огромная застройка — ЖК „Соловьиная роща“, „Солнечный город“, „Сказочный лес“. И все будут водить своих детей в новую школу, а жителям нашего микрорайона опять придется возить детей далеко от дома. Просим вас начать строительство именно в нашем микрорайоне»
— У нас 30 таких горячих точек на карте города, где остро нужны школы. Казань — единственная среди столиц Приволжского федерального округа, кто, несмотря на демографический провал 90-х, демонстрирует рост рождаемости. В прошлом году в органах загса города зарегистрирован 20 501 новорожденный.
Сегодня у нас 158 тысяч школьников — на 11 тысяч больше, чем в прошлом учебном году. Понимаете, какие темпы прироста?! А через пять лет школьников станет 200 тысяч. В последние годы мы строили по 2–3 новые школы в год, а всего за пять лет открыли 12 школ на 15 тысяч учеников (в 2021-м в Казани было открыто три новые школы). В прошлом году построили 8 детских садов, а за пять лет — 34 новых детсада. Это значительно больше, чем в других городах-миллионниках. Но за рекордной рождаемостью последних 10 лет даже при таком активном строительстве образовательных учреждений мы все равно не успеваем.
Сейчас в городе сформирован список территорий, где потребность в новой школе очень высокая. Микрорайон М-14 — в этом списке. Также есть школа, как вы сказали, «на той стороне»: это улица Рауиса Гареева. В данном списке также ЖК «Новые горки», «Салават Купере», «Светлая долина», улицы Павлюхина/Роторная, ЖК «Столичный», жилые массивы «Привольный», «Вишневка». Везде дети, люди, но, к сожалению, даже втискиваясь во все госпрограммы, мы не можем одномоментно закрыть все потребности города, хотя очень стараемся. Строительство новых школ — это наш приоритет, одна из основных наших задач, мы ни о ком не забыли, поверьте.
— Галиев Айрат Габдулхаевич пишет: «Неоднократно встречался с вами по вопросу замены старых асбестовых мусоропроводов в многоэтажных жилых домах города Казани на новые современные металлические мусоропроводы. Вы поручали решение данного вопроса и Лобову, и Гиниятуллину, но воз и ныне там. Сотни подъездов на Квартале и Горках нуждаются в улучшении санитарного состояния. Это обеспечит жителям, в том числе пенсионерам и инвалидам, доступность и эффективность утилизации бытового мусора „каждого дня“».
— В программу капремонта включить эти мероприятия мы не можем, поскольку замена мусоропроводов просто не предусмотрена. Да и мусоропроводов в Казани осталось совсем немного. Мы их закрываем, переводим на контейнерный сбор мусора. Сегодня в городе установлено почти 2 тысячи контейнерных площадок, из них 75,5 процента переоборудовано под раздельное накопление. В прошлом году силами управляющих организаций построено 82 контейнерные площадки.
— «Когда будет известно буквально точно, где пройдет дублер Горьковского шоссе? Когда начнется реализация проекта?»
— Дублер строится — в прошлом году уже закончен первый участок до Храма всех религий. В дальнейшем планируется дойти до трассы М7 в районе моста через Волгу. Параллельно мы приступаем к проектированию и расширению Горьковского шоссе и расширению улицы Осиновской, что сократит время на дорогу жителям «Салават Купере».
— «Планируется ли что-нибудь делать с отсутствием дорог в поселках Авиастроительного района? В частности, в поселке Борисоглебский есть центральная улица, а дальше дорог просто нет».
— Сегодня в составе Казани 97 поселков, бо́льшая часть из них вошла в границы города в 2007 году — вместе с грузом копившихся десятилетиями проблем, характерных для населенных пунктов, отдаленных от райцентра. Многие поселки выросли стихийно и были зарегистрированы по факту строительства жилья.
В результате в казанских поселках необходимо проложить 750 километров дорог. На это требуется 16,5 миллиарда рублей. Колоссальные для нас средства. А у нас ежегодно на ремонт поселковых дорог из республиканского бюджета выделяется 200 миллионов рублей — хватает на ремонт порядка 20 автодорог. В первую очередь осуществляется ремонт дорог, ведущих к социальным объектам, с интенсивным движением автотранспорта, в том числе общественного.
— «Планируются ли какие-либо мероприятия по борьбе с большегрузами, которыми заставлены все казанские улицы, в том числе под запрещающими знаками? Они сужают дороги, препятствуют уборке снега, ограничивают видимость. К примеру, какое-то время тому назад была запрещена парковка на улице Минской. И что мы сейчас имеем? Легковые не паркуются, зато все заставлено фурами (уж лучше бы стояли легковые автомобили, они хотя бы не столько места занимают)»
— Спасибо за вопрос, полностью разделяю ваше возмущение. На улицах с наиболее интенсивным движением ставим знаки, запрещающие остановку и стоянку. Жалобы на нарушителей направляем в ГИБДД.
— «Почему на светофорах нет номера телефона, куда можно оперативно дозвониться, чтобы сообщить, что он погас, во избежание начала пробки, как в Санкт-Петербурге? На каждом светофоре — номер на случай, если сломался. Звонишь в ГИБДД, проходишь два круга роботов, в итоге ответ: никто не может вам ответить (время 17:40). Это можно и нужно организовать — недорого, а эффект колоссальный!»
— Мне кажется, это отличная идея. Спасибо Екатерине, обсудим ее с коллегами из ГИБДД.
— «Вопрос ливневок стоит очень остро: как только дожди — город плавает в лужах. Есть какие-то планы и намерения по замене, организации этой работы?»
— Звучит так, как будто мы этим вопросом не занимаемся. Общая протяженность ливневых сетей Казани составляет 443 километра. Хватит, чтобы по прямой дотянуть до Уфы. Каждый год мы чистим имеющиеся ливневки и строим новые в тех объемах, на которые хватает средств. В прошлом году город получил прирост в 17 километров за счет коммуникаций, построенных в рамках развития улично-дорожной сети. Из республиканского бюджета на работы по восстановлению ливневок было выделено 50 миллионов рублей, за год прочищено 12 километров магистральных коллекторов. А требуется 200–250 миллионов рублей.
Проекты новых дорог предусматривают современные ливневки. Для нас это приоритет.
Этой зимой выпало в 2 раза больше снега, и мы готовимся к паводку. Сейчас районы вместе с МЧС прочищают русла рек, освобождают от поваленных деревьев, как, например, в поселке Первомайский, где расширяют водоотводный канал.
— Как вы оцениваете планы «Лаишевского узла», «Большого Зеленодольска»? Не филиалы ли это «адова кольца»? Есть ли там решение дорожно-инфраструктурных проблем? За счет каких источников, в какие сроки? И где будут работать эти люди, ведь склады импортных товаров — какое-то временное решение?
— В прошлом году в Казани создан Институт развития города, а в республике — Институт пространственного развития. Президент поставил четкую задачу — исправить ошибки прошлых лет и найти правильные решения для развития Казанской агломерации.
Санкции резко изменят ситуацию — если не станет импортных товаров, то большой вопрос: чем будут загружены склады и будут ли они загружены вообще? Это одна из тем, которые мы сейчас рассматриваем на антикризисном штабе.
— В свете новых банковских ставок у транспортников возникнут проблемы с финансированием замены автобусов. Как Казань будет выходить из этой ситуации? Может быть, придется отложить обновление? Или бюджет поможет с субсидированием ставки лизинга?
— За последние два года в рамках программы «Безопасные качественные автодороги» было приобретено 113 автобусов с опережением графика обновления. Сейчас по действующим лизинговым договорам условия сохранены в полном объеме. Что касается дальнейшего обновления подвижного состава, то без федеральной поддержки это сложно выполнить.
По нашим транспортным предприятиям сильно ударило снижение пассажиропотока в эти два пандемийных года, а они работают только за счет выручки от продажи билетов.
В настоящее время на уровне правительства Российской Федерации идет разработка мер поддержки промышленности в различных отраслях, в том числе в сфере общественного транспорта. Что касается Казани, не исключено, что от обновления подвижного состава в новых условиях придется временно отказаться.
— «Почему не оптимизировать работу МУП „ПАТП-2“ и МУП „ПАТП-4“ путем их слияния в одно предприятие, чтобы не дублировались функции аппарата управления (бухгалтерия, планирование и так далее)? Это обычная практика оптимизации однотипных бизнесов».
— Решение об объединении этих МУПов принято в конце 2021 года. Сейчас проводятся соответствующие оргмероприятия по реорганизации ПАТП №2 путем присоединения к нему ПАТП №4. Будет создано одно муниципальное предприятие. В плане — провести оптимизацию расходов предприятия, сокращение штатных единиц, нулевых пробегов путем выпуска подвижного состава на маршруты с обеих баз, реализация неиспользуемых автобусов, повышение выпуска подвижного состава, сокращение времени простоя транспорта по причинам мелких неисправностей и ремонта на линии при использовании двух баз.
— «Будет ли рассматриваться вопрос по вводу новых маршрутов автобусов от улицы Губкина до центра? У нас единственный маршрут №10. Студенты едут в центр на учебу. Автобус переполнен. Интервал между рейсами большой. Со 2-й Азинской до центра больше добраться не на чем. Если только идти пешком до улицы Пионерской. Достаточно далеко»
— В центр города автобусы ходят по двум маршрутам: №10а и 55. Всего около 30 единиц подвижного состава. Но из-за пандемии пассажиропоток серьезно уменьшился. Посмотрим, что скажут разработчики новой транспортной схемы.
— «Планируется ли убрать с дорог Казани троллейбусы и трамваи? Устарели они давно»
— Нет, экологический транспорт убирать не будем. Мы видим, что в мире города, которые тоже так считали и убрали трамваи, очень об этом пожалели. Другое дело, что нужно модернизировать и саму инфраструктуру, и подвижной состав. Этим сейчас и занимается «Метроэлектротранс». Начиная с 2013 года приобретено 110 трамваев и 155 троллейбусов. Средний возраст трамвайного парка составляет пять лет, троллейбусного — 6,5 года.
— В связи с закрытием ряда крупных иностранных компаний сотни людей остались без работы и дохода. Что им делать?
— Возможно, вы удивитесь, но сейчас в базе данных службы занятости населения Казани имеется информация о 22 тысячах вакансий от предприятий и организаций города. Из них наибольшую потребность в кадрах испытывают такие отрасли, как строительство — 14,5 процента, транспорт — 12,3 процента, производство — 11,7 процента, торговля — 9,4 процента, образование — 8,9 процента, гостиничный и ресторанный бизнес — 5,3 процента, здравоохранение — 4,6 процента и прочие.
По информации службы занятости, уровень конкуренции среди работодателей за персонал сейчас крайне высокий, многие готовы принимать и без опыта работы, и с обучением нужным навыкам с предложением средней заработной платы в размере 35 тысяч рублей.
Уволенных по инициативе работодателя сейчас в службе занятости Казани 256 человек — 6,6 процента от всей численности зарегистрированных безработных, а вакансий от предприятий оптовой и розничной торговли, а также ремонта автотранспортных средств — более 2 тысяч. То есть всем оставшимся без работы вследствие высвобождения будут предложены аналогичные вакансии.
На 10 марта 2022 года численность зарегистрированных безработных составила 3 885, уровень безработицы довольно низкий — 0,6 процента от количества рабочей силы, с момента введения санкций роста безработицы по городу не отмечается.
Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. Согласен, это зона потенциального риска. В связи с этим думаем о создании специального кадрового центра по примеру Москвы: в нем будут переобучать сотрудников и перенаправлять их с одних предприятий на другие. Муниципальные предприятия тоже заинтересованы в притоке кадров — водителей, механизаторов, поваров, садовников и так далее — и готовы обеспечить переподготовку и трудоустройство заинтересованным лицам. В настоящее время мы готовим специальную вкладку на сайте города, где будет аккумулирована актуальная информация о вакансиях в МУПах.
У нас очень талантливые люди — и весьма важно их поддержать и помочь раскрыть их потенциал, особенно в это сложнейшее время. Возможно, у кого-то из казанцев есть свои нетривиальные идеи по перезагрузке экономики. Пишите мне в интернет-приемную, предлагайте свои решения! Сейчас нет готовых рецептов, никто не знает, что правильно, что — нет, поэтому не стесняйтесь делиться своими мыслями. Только сообща, слушая и помогая друг другу, мы сможем пройти через этот кризис и стать еще сильнее.