9 октября Мэр Казани дал интервью главному редактору
радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. Встреча прошла в Казанской Ратуше.
– Ильсур Раисович, вы почти 15 лет мэр. Какое было самое трудное решение, которое вам за все это время приходилось принимать по городу?
– По молодости, если совсем трудное – когда мы решили убрать «Газели» и «Пазики». Это были казаки-разбойники, которые во многих городах и сейчас остаются. В рейс выезжают люди без медицинского освидетельствования, стоящие на учете в наркологии и так далее. Мы приняли решение поменять городской автотранспорт на автобусы повышенной комфортности, вернуться к советской системе – она была отлажена, когда по расписанию приходили автобусы.
И я тогда по молодости не думал, какое может сопротивление быть. И вот это решение мы озвучили. Это был февраль, и мне сорока принесла по цыганской почте, что в 5 утра хотят на 16 перекрестках остановить движение, поставить «Пазики», «Газели», вытащить провода, выкинуть ключи и уйти, парализовав движение. А я только начинал работать, и мне сказали: «Ты принимай решение. Потому что тебя утром в 7 утра вынесут вперед ногами и вышвырнут на свалку истории».
В итоге в 2007 году мы впервые в России закупили в те времена 1200 автобусов повышенной комфортности, евро-3, низкопольные – туда инвалиды могут заезжать. Сделали прозрачные торги, где каждый желающий получил возможность участвовать.
И когда люди увидели, что это не перекройка какая-то
бизнеса в свой или в какой-то карман, а мы в самом деле ходим сделать благо.
И уже через год тогда из рук Игоря Евгеньевича
Левитина, министра транспорта, получили золотую колесницу за лучшую работу общественного
транспорта в России. И с тех пор мы стали Меккой, потому как сегодня у нас
самый современный новый подвижной состав и электрический – троллейбусы,
трамваи, – у нас единая система ГЛОНАСС. Со своего смартфона можете зайти и посмотреть,
через сколько минут приедет трамвай или автобус на остановку.
Но заново, я думаю, эту дорогу я бы не прошел. А тогда бог помог. Помог Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, Рустам Нургалиевич Минниханов, министр МВД. Тогда у нас в автобусы новые стреляли. Сейчас это как кошмарный сон вспоминается и как хороший пример, как нельзя останавливаться.
–
Давайте вернемся к транспорту Казани. Я могу сравнивать только с Москвой,
естественно. В Москве идет дискуссия. Мэра Собянина многие считают противником
личного транспорта. Он расширяет муниципальный транспорт.
– Я его абсолютно поддерживаю в этом.
– Вы сейчас врагов себе…
– Ничего страшного. То, что мы говорим диагноз больному, не значит, что мы его не уважаем и не любим.
– В чем болезнь?
– Болезнь в том, что количество личного автотранспорта в городе 14 лет назад, когда я начинал работать, было 130 тысяч, сейчас – 438 тысяч.
– В три раза увеличилось.
– Мы чему хотим себя посвятить?
– Чему?
– Мы служим людям, мы ради них работаем, ради благополучия, чтобы жили в комфортном, экологически чистом, комфортном городе. А, как говорил известный философ, для человека, не знающего, в какую гавань ему плыть, не будет попутного ветра. Поэтому мы хотим, чтобы нам попутный ветер был.
И мы всегда учимся. Я однажды встретился с мэром Боготы (Колумбия), И он выиграл выборы и вынужден был увезти семью из страны. Вы знаете, Колумбия не самая безопасная страна. И вот его рейтинг к концу его срока составлял 78%, что нереально для тех мест.
И когда он приехал к нам читать лекцию как успешный мэр, он говорил: «Когда человек покупает холодильник, он же не приходит ко мне в кабинет и не говорит: «Я купил холодильник. Дай-ка мне квартиру, мэр». Поэтому, почему мы должны думать о машине? Безусловно, это одна из основных отраслей наших работ. Но вы четко спросили: где приоритет? Поэтому приоритет для меня – люди.
Когда мы по воздуху будем летать, мы примем другое решение. А пока растущее с благосостоянием жителей Казани количество личного автотранспорта не позволяет нам бежать и расширять дороги и решать вопросы, связанные с ними. Но вы видите, мы этим занимаемся. 10 лет назад вопросы транспорта и дорожного хозяйства были в первой тройке проблем Казани. Сегодня они не в десятке даже. Поэтому мы занимаемся улично-дорожной сетью, развязками, сквозным движением. Но в голове и в приоритете люди.
– Это значит, муниципальный транспорт.
– А общественный транспорт может быть не обязательно муниципальным. В поддержку Сергея Семеновича могу сказать только то, что человеку надо отдать должное уважение. Я не москвич, но какой была Москва? Раньше я приезжал туда и у меня первое желание было свалить вечерним рейсом. Сегодня смотришь: парки, скверы, набережные, возможности для отдыха людей. Просто красивейший город.
Я вернулся из Нью-Йорка. Мы выступали на Генассамблее ООН на панельной сессии мэров. Так вот, в кластере вокруг Нью-Йорка грязь такая… Собянину просто в страшном сне бы не приснилось. Есть с чем сравнивать. Я смотрю профессиональным взглядом. Многое может не нравится, но то, как человек меняет Москву – я как младший профессионал, давно работающий мэром, говорю: респект, это один из успешнейших мэров мира.
–
Мы провели в 3 округах Москвы электронное голосование. Вопрос был такой: «Вы
хотите, чтобы город в вашем районе вкладывал деньги в первую очередь в дороги и
парковки или в зеленое благоустройство?» Итог был такой: в двух районах – 52 и 48
процентов, в третьем районе – 48 и 52. Как поступать мэру – я не говорю про
Собянина, – когда у тебя население расколото по какому-то вопросу приблизительно
пополам?
– У нас тоже самое. Сейчас реализуется программа капремонта дворов. Наш президент объявил: за 3 года мы отремонтируем все дворы в республике. Это беспрецедентная программа. Мы ее начали в Казани 8 лет назад и отремонтировали почти 50% дворов. Отношение к программе у жителей разное.
У меня четверо детей и один телевизор. Попробуй выбери одну программу. Один хочет смотреть футбол, другой послушать «Эхо Москвы», третий еще какую-то передачу…
– И тогда?
– А я говорю, что это не полезно. Давайте попьем чай и пообщаемся. Тут проще.
– Тут проще, да.
– А с дворами такая же ситуация. Половина жителей во дворах говорит: «Не надо нам расширять парковки, оставьте зеленую зону, детские площадки». Вторая половина говорит: «Нам некуда ставить машины, все равно на газоны будем заезжать». Но мы в режиме диалога находим консенсус в каждом дворе отдельно. Нет одной таблетки для всех дворов. Таблетка одна: в диалоге с населением мы приходим к какой-то середине.
Первый разговор – это конфликт всех со всеми. Второй – это уже какие-то здравые мысли. В третьем мы приходим к решению. Это работа в режиме диалога и в режиме личных встреч.
– Возвращаясь к транспортной проблеме, давайте обсудим еще одну тему, актуальную для крупных городов – велосипеды и велодорожки…
– Мы изучали опыт скандинавских стран, где и в мороз, и в снег ездят. У нас к сожалению или к счастью в плане безопасности дорожного движения строжайшие нормы. В Казани мы хотели сделать выездную магистраль от университета до деревни Универсиады. По нынешнему федеральному законодательству, которое регламентирует безопасность дорожного движения, есть масса вопросов, которые мы просто не можем решить. Да, велосипедисты просят. Но если там, условно, я пойду на нарушение, завтра там кто-то сломает палец или расшибет лоб, принявшие решение и подписавшие документы пойдут, соответственно, под суд. Эта проблема двухсторонняя. Поэтому пока легче запретить.
– Это всегда легче.
– Но, благо, с нашим руководством не так. Они сами у нас спортивные люди, что бывший начальник ГИБДД, что нынешний, поэтому мы в диалоге находимся. То есть здесь должно быть более либеральное, идущее навстречу пожеланиям велосипедного движения законодательство.
– Много велосипедистов?
– Очень много. Мы видим их количество на набережных, мы видим статистику по продажам велосипедов в специализированных магазинах. Количество велосипедов в городе больше, чем количество автомашин.
– Вы хотите сказать, что количество велосипедов близиться к полумиллиону? Поскольку машин 438 тысяч, если я правильно помню.
– Я думаю, что, может быть, и больше, потому что у нас на семью 1-2 машины максимум, а велосипедов есть и по 3, и по 4. Все новые проекты набережных, парков, что мы по президентской программе делаем с Наталией Фишман-Бекмамбетовой, предусматривают велодорожки. Сейчас мы без велодорожек не строим.
– Вы сказали, что транспортная проблема не попала в тройку проблем. Решили, сняли остроту. А что в тройке проблем для казанцев сейчас?
– Безусловно, коммунальные услуги.
И здесь у меня тоже, как человек, который давно в этой
отрасли работает, – мы все продолжаем… когда-то еще во времена Германа Оскаровича
флаг был на то, что ЖКХ должно быть частное. Провозгласили. Но к работе над
ошибками мы не возвращались. Много министров поменялось. Федеральная повестка
менялась. Мы же вернулись к госкорпорациям. Во многих вещах, как в ВПК,
в оборонке, это должно быть в руках государства. Так и ЖКХ не может быть
собственником пока еще наше население. Вот нет этого…
Не является население эффективным управляющим
собственным жилым фондом. Поэтому де-юре это прописано, де-факто мы этого не видим
все 20 лет. Хватит уже. Не все хорошо, что хорошо в Америке, хорошо в России. У
нас свой менталитет, культура своя. Поэтому пора уже некоторые вещи возвращать
на круги своя и делать работу над ошибками.
– Задолженность большая?
– Нет, но она есть. Коммунальные платежи у нас в самые плохие года 96% оплачивается, 98%, то есть некритично.
– То есть это проблема не тарифов, а управления?
– Проблема управления. Разные управляющие компании. У нас 18 крупных управляющих компаний, они контролируют 82% жилого фонда города, остальные мелкие. Сейчас пришел опытный министр жилищно-коммунального хозяйства. Он был губернатором. Мы надеемся, что с земли человек пришел, поэтому здесь будут изменения.
– Хорошо, это, как Вы сказали, одна из главных проблем. Еще? Не для мэра, для жителей. Что они отмечают?
– Для молодежи – трудоустройство.
– Действительно? В Казани?
– Дело даже не в самом трудоустройстве. У нас на одного безработного – 5 предложений на рынке. Дело в том, что молодежь другая, у них завышенные ожидания. Я, например, после юрфака хотел пойти в органы, послужной список наработать, и когда-нибудь, лет через 10-15, квартиру купить, а пока жить в съемной. О машине мечтали.
Сегодня молодые люди, не имея (в подавляющем большинстве) какой-то квалификации или особых талантов, хотят социального лифта прямо сейчас. Я хочу машину, я хочу квартиру, я хочу… хочу…хочу. И это хочу – продолжается.
– И что делать?
– Это новые вызовы…
– Почему они новые?
– Потому что мы такими не были.
– Ну, вы не были, хорошо.
– Еще 10 лет назад молодежь такой не была. Сильно меняется все благодаря интернету. Свободное общение, возможность посмотреть мир. И все время кажется, что жизнь за океаном лучше, или в другом городе лучше, или в другом регионе.
– В этой связи сразу вопрос: происходит ли отток людей?
– Нет, у нас положительная миграция.
– Миграция за счет кого?
– За счет студентов, за счет молодых сил. 14 лет назад, после 1000-летия Казани, для меня был вызов, что дальше. Мне казалось, что пик развития Казани достигнут. Ничего больше не может быть. Мы пригласили Международный банк реконструкции и развития. И они мне тогда показали простую статистику, что мы были и должны быть образовательным центром. В Казани – второй после Москвы Императорский университет. Александр I 215 лет назад подписал указ и предопределил развитие Казани, Сибири… Лучшие умы были. Дальше в городе появился десяток лучших вузов: КАИ, КХТИ, Медицинский университет, который «родил» 6 министров здравоохранения.
– Это кто?
– И нынешние. В России был наш министр. Вот говорили: «Посмотрите, куда вы скатились. У вас только 3% студентов вузов – не из Татарстана.
– А 97% – были жители Татарстана?
– Татарстана и Казани. А в советское время было 19-20%. После того, как мы приняли для себя программу, в Казани 27% новых студентов извне. И 92 страны мира – наши студенты. За ними приезжают родители, начинают покупать жилье на всяких случай. Заворачивается механизм, маховик потребления.
В 2007 году с Минтимером Шариповичем Шаймиевым мы поехали на выставку MIPIM в Канны по недвижимости. Мы выступали. Я серьезно готовился. Мне помогали специалисты МБРР. Я тогда заявил, что Казань будет магнитом, который стянет всё лучшее в Поволжье. У нас будет самый крутой город, туризм и самое дорогое жилье, растущее в цене. Бабай на меня так посмотрел. Тогда еще интернета не было. Но со словами: «Слушай, бумага, она все стерпит. Но теперь тебе надо об этом говорить».
Тогда было 500 тысяч туристов. Сегодня – 3 миллиона 300 тысяч. Мы один из самых больших растущих туристических центров в России. Мы первые по росту «вторички». То есть любой, кто вкладывается в Казань, имеет доход 14-15%. И то же самое по новому жилью. Мы строим миллион квадратных метров. И порядка 15% покупателей – не жители Татарстана. То есть мы ставили себе системные задачи, мы работали над ними. Это не пальцем в небо мы попадали и не вдруг это нам с неба свалилось. Была Универсиада, да. Спасибо федеральному центру, нашему президенту России, правительству. Великолепная команда работала на всех мероприятиях: и на Универсиаде, и на чемпионате по водным видам спорта, и на чемпионате мира по футболу. Это как big wave raises all boats – большая волна поднимает все лодки. И они нам помогали поднимать. Но это одна часть большой штанги.
– Вода схлынет, и лодки могут на мели оказаться.
– Мы поддерживаем уровень воды.
–
Мы сейчас начинаем бюджетный процесс в Москве буквально на неделе. Основная
доходная часть бюджета в Москве – 43% – это НДФЛ (налог на доходы физических
лиц). А у вас основная статья – туризм?
– Нет, у нас, естественно, тоже НДФЛ. Туризм становится отраслью согласно мировой статистики общепринятой, когда у тебя туристов больше миллиона.
– Но у вас – 3 миллиона.
У нас 3 миллиона 300 тысяч, но это отрасль зарождающаяся. Безусловно, основную часть дохода бюджета города составляет НДФЛ. Мы город крупного бизнеса: химия, нефтехимия, авиа-, машиностроение, вертолетостроение, IT, торговля. То есть у нас, конечно, НДФЛ, налог на землю и аренда имущества. Если брать прямой бюджет, то мы по обеспеченности на одного жителя на 11-м, 10-м месте – Казань, то есть мы не жируем. Но, как я вам уже сказал, благодаря системной поддержке президента республики субвенции, дотации, программы капитального ремонта, капитального строительства — то, конечно, у меня бюджет такой, что называется, слава богу.
– Туризм все-таки что приносит в бюджет?
Туризм – это занятость, это узнаваемость. Это работа всей нашей сферы услуг и обслуживания.
– Давайте про сферу услуг. Все же говорят: вот работа – это значит, отливать стальные балки, собирать трактора или КамАЗы…
– Мы видим себя постиндустриальным городом. Конечно, всегда останется то, что я перечислил. Но все-таки мы будем прирастать сферой услуг. Мы растем в отелях. Отели – это тысячи занятых людей. Такси, автобусы, экскурсоводы. Сувенирная продукция, наши кафе, рестораны и прочее.
– То есть занятость.
– Разные люди приезжают. Начиная с пятницы по воскресенье вечер и даже в понедельник утром вы увидите на дорогах много машин с номерами со всего Поволжья, с Урала и из Москвы и Московской области.
– Что они ищут в Казани?
– Приезжают отдыхать.
– Посмотреть Кремль?
– Не только. У нас проходит масса мероприятий. Мы город высокой культуры. У нас есть великолепный оперный театр, замечательный симфонический оркестр…
– Кремль, театры, музеи – это раз. А что два?
– Вкусно покушать.
– Вкусно покушать – надо приезжать в Казань?
– У нас оптимальное соотношение цены и качества. У нас красивый город благодаря Волге, Казанке, людям, набережным. Мы приросли общественными пространствами, культурными учреждениями.
–
14 лет – Вы не устали?
– Нет, я абсолютно не устал. Для меня каждый день как новый. Вот мы с вами не виделись два года. У нас, у татар каждая встреча – как новая жизнь. С интересными людьми, совершенно разными. Например, у нас великолепная сейчас выставка архитекторов проходит. Голландцы приехали. Целая энциклопедия ходячая.
И новые проекты. Допустим, мы закончили только что
WorldSkills. На очереди опять волна, которая поднимет на новый уровень Казань.
– Какой уровень? Куда понимать?
– Узнаваемости. Мы сейчас занимаемся с нашим президентом тем, чтобы привезти в Казань супер-кубок УЕФА в 2023 году. Он проходил в этом году в Стамбуле. Играли «Челси» и «Ливерпуль». Весь мир, вся элита приезжает туда. И не придумаешь другого события, если только это не Генассамблея ООН (но туда бизнесмены не приедут), когда приезжают и политики, и все, что вокруг футбола крутиться и вертится. Мы дай бог, когда победим, предопределим до 2023-го года приезд крупных компаний, спонсоров, которые миллиардными бюджетами обладают. А это друзья, это партнеры, это возможность договориться, чтобы было развитие их бизнеса у нас в Казани.
То есть мы выбираем себе цель, к которой идем, и поднимаем те штанги, которые выводят Казань, а через это, самое главное, на новый уровень благополучия жителей. Перспектива для наших детей, молодежи. То есть большие волны от этого расходятся. У нас 7 конкурентов. То есть это непростая задача.
– А когда будет принято решение?
– В марте.
Это командная работа. Когда меня спрашивают, в чем
секрет – секрет просто в том, что повезло на больших руководителей. Наш бабай
Минтимер Шарипович Шаймиев. До него великие руководители были и Мусин, и Табеев
Фикрят Ахмеджанович. Нынешний – Рустам Нургалиевич Минниханов. Есть
преемственность великих государственных мужей и есть одна лодка, в которой
работают все, не только президент, парламент, правительство, мэр. Большой
бизнес. У нас нет сторонник каких-то, как принято называть, олигархов. У нас те
люди, которые несут ответственность за происходящее и на предприятиях, и за
забором предприятия. Простой рецепт. Нефть есть в других регионах, нефтеперерабатывающие
заводы, большие компании, но должны быть люди и должна быть преемственность.
Мне просто повезло оказаться в этой лодке.
Я не имею каких-то исключительных талантов, но мне позволили раскрыть те, которые есть. И это сделали Шаймиев, Минниханов и старшие коллеги. Я не могу всех перечислить. Это и премьер-министры, и парламент, и, самое главное, – наши трудолюбивые татарстанцы. Мы умеем работать, мы умеем служить. И Казань, и Татарстан были, есть и всегда останутся оплотом большой федеральной России.
Полная версия интервью опубликована на сайте радиостанции «Эхо Москвы» 9 октября 2019 года