В ноябре прошлого года корреспондент «Восточного экспресса» Наталья Голобурдова приняла участие в конкурсе на замещение должности главы руководителя исполкома Казани. В ключевые минуты жизни нашего города - смена прежнего правительства во главе с Камилем Исхаковым и приход новой молодой команды Ильсура Метшина - она была, как говорится, в самой гуще политических событий.
О своих приключениях на пути во власть Наталья рассказала в серии публикаций. Спустя ровно год, мы попросили ее написать еще одно сочинение на тему: «Если бы я стала мэром Казани?» А прокомментировать «мэрские» фантазии взялся куда более опытный градоначальника – Ильсур Метшин.
Ильсур Метшин: Стать мэром столицы Татарстана – и почетно, но больше ответственно. Я знал ситуацию по финансовому состоянию Казани, но не предполагал, что она настолько серьезная. При доходах в 4,7 млрд руб. долг города составлял 12,3 млрд. А если долги превышают доходы, ты – бюджет-банкрот. Поэтому весь год у нас ушел на то, чтобы оздоровить финансовую ситуацию. Но население - и это справедливо - не будет ждать, пока мы рассчитаемся с долгами. Ему надо жить сегодня и сейчас. Поэтому приходилось залечивать раны, но при этом продолжать развиваться.
- Прежний мэр был настоящим трудоголиком, работал едва ли не сутки напролет. В то же время в западных компаниях, если сотрудник задерживается на работе, про него думают, что он неправильно использует рабочее время, и могут даже уволить. Должен ли мэр Казани ночевать на работе?
- Пока я не сильно отличаюсь от предыдущего градоначальника. Работаю, может быть, не с 6 утра до 12 ночи, но обычно мой рабочий день длится 12-14 часов. Это не нормально. Мои дети видят меня только в выходной. Но дело не в том, что я не могу отладить свой рабочий график. В западных странах мэр – это представительное лицо, которое разрезает ленточки, дает интервью. Для всего остального есть сити-менеджер. У нас же мэр – это первое лицо. Днем я должен присутствовать на совещаниях и юбилеях. А к 5-6 часам вечера, когда все ленточки перерезаны, я приступаю к другим обязанностям: встречаюсь с руководителями подразделений, читаю документы…Мечтаю о том, что скоро уже заработает система.
- В начале года вы сократили 600 чиновников. Исхаковская система была безжизненной?
- Система была работающая. Но каждый сам выбирает себе «коней». Если вы идете в горы, то сами покупаете ботинки, куртку, снаряжение. Был ликвидирован спецкомитет по подготовке 1000-летия. Сильно были раздуты штаты райадминистраций. Зато мы повысили зарплату. Если раньше на 2 тыс. руб. сложно было найти кандидатуру, то сегодня специалист со студенческой скамьи получает больше 5 тыс. Теперь уже мы отбираем их по конкурсу.
- Год назад вы приехали в Казань. Нижнекамцы и казанцы… Люди везде одинаковые или есть отличия?
- Разница есть. Менталитет столичного жителя другой. Это, как апельсин и мандарин, – оба цитрусовые, оба сладкие и вкусные, но разные.
- Казань – это апельсин, потому что больше (смеется). Казанцы более требовательны к властям. Они говорят: «Вы нам должны». Как-то встречался с жителями Азино. Люди жаловались, что исписаны стены в подъездах, а дому еще и двух лет нет! Говорю: «Уважаемые, я же не могу к каждому подъезду приставить участкового. Ведь никто сюда из Кировского района царапать не приезжает!». Поэтому мне бы хотелось, чтобы мы начали говорить: «Мы должны». Давайте вместе ремонтировать дома, подъезды, дворы. Начало положено. Посадка деревьев осенью прошла очень хорошо. Мы с некоторой осторожностью объявили цифру в 20 тысяч деревьев, а посадили 26-27 тысяч!
«Пафосное и затратное 1000-летие Казани прошло. Пора, наконец, задуматься о самом важном – жителях Казани. Как сделать их счастливыми и богатыми? Раздать денег? Хорошая мысль. Но, пожалуй, правильнее будет обратить взор на маленькие по размеру, но глобальные по значению проблемы: текущие крыши, запущенные дворы…»
Ильсур Метшин: Я уверен, что Камиль Шамильевич, если ли бы остался работать главой Казани, сделал бы то же самое. Как жизнь человека, так и жизнь города, не состоит из одних только праздников. Да, есть Новый год, день рождения, когда ты хочешь лучше выглядеть, накрыть достойный стол, пригласить людей. Но на следующий день ведь банкет не заказываешь! Ты наводишь порядок квартире. Любой на моем месте занялся бы тем же.
- Сделано уже много. Но город огромный, и люди пока не видят кардинальных перемен. Что в будущем?
- В первую очередь, будем приводить в порядок жилой фонд. Его состояние оставляет желать лучшего. Второе - это строительство дорог, в том числе внутриквартальных, дворовых. Третье – это ремонт школ. Рука наша, городская, давно их не касалась. Но, что бы я ни рассказывал, пока каждый казанец не увидит изменения в своем доме, на детской площадке, – грош цена нашей работе.
- Хоккейные коробки, школьное питание, детское молоко, новые школы… Столько внимания уделяете проблемам детства, потому Вы сам - отец маленьких детей?
- Это не вдруг мне захотелось. Мы работаем в рамках федерального законодательства о местном самоуправлении. И это мой уровень ответственности, как ЖКХ и транспортное обеспечение. Другое дело, что какие-то вещи мы делаем с особенной теплотой. Но мы не изобретаем велосипед. И сейчас, и в бывшем СССР, и через 100 лет так будет. Дети должны питаться, должны двигаться, заниматься спортом.
«Но нет в жизни счастья, если над головой отсутствует надежная и, главное – моя -крыша. В прямом смысле слова. А как сделать жилье дешевле? Наверное, нужно бесплатно отдавать землю под строительство. Перекрыть все каналы для коррупции…»
Ильсур Метшин: Скажу, что в этом году мы построим 700 тыс. кв. м жилья, из них 500 уже сдено. Около 100 тыс. кв. м будет продано по программе социальной ипотеки. Это не плохой шаг, но в будущем году мы планируем построить около 150 тыс. кв. м. На сегодня это самое дешевое жилье - 16 тыс. руб. за кв. м. Такое же жилье на рынке стоит 28-30 тыс. Да, есть сложности в оформлении. Но это же не пылесос купить. Более комфортных условий в России нет нигде. К тому же это стимул зарабатывать больше.
- Но не все подходят под условия соципотеки. А на первоначальный взнос для коммерческой ипотеки молодые семьи, к примеру, не всегда могут накопить.
- Согласен. Я считаю, что ответом на этот вопрос должен стать нацпроект «Доступное и комфортное жилье». Думаю, правительство России должно стимулировать этот процесс снижением процентной ставки до 5-7 процентов годовых и уменьшением первоначального взноса. Татарстан в одиночку с такой проблемой не справится.
«Личного авто пока нет, зато чем богата – так опытом перемещения по городу на общественном транспорте. О, бешеные водители и матерящиеся кондукторы! Не буду петь вам хвалебные песни! Но вот маршрутную сеть менять бы не стала. Ведь люди привыкли к своим маршрутам. Да и с большими автобусами горячиться не стоит. Ну, как такие громадины будут лавировать в потоках машин по узким улочкам?»
Ильсур Метшин: Начну с того, что транспортная сеть не меняется. Если мы ездили по Казани горизонтально, то вертикально летать не собираемся. По тем же дорогам так же с Горок можно будет доехать в Ново-Савиновский район. Проект новой схемы мы представили на обсуждение казанцев. Не для галочки, а для реального согласования с народом. Были предложения, которые легли в основу доработанной схемы. Почему нельзя было оставлять старую сеть? Потому что только на Ленинской дамбе 42 маршрута проходило параллельно. Это и пробки и ненужное соревнование за пассажира. Но, убрав все это, мы ставим задачей, чтобы пассажир ни минуты дольше не ждал на остановке. Иначе грош цена такой схеме. 22 декабря пройдет конкурс среди перевозчиков. «Кефир» будет трех видов: жирный, нежирный и обезжиренный. В каждом лоте - по три вида маршрутов: от выгодного до не очень выгодного. Потому что возить жителей, к примеру, в поселки не так прибыльно, но кто-то же должен это делать.
- С 1 января будем ставить автобусы на те маршруты, которые не претерпели изменения. Их примерно 30 процентов. На всех остальных перемены произойдут после 1 мая. Холода пройдут, разъедутся студенты, дачники, отпускники. А к их возвращению мы уже все отладим. Для того чтобы не было суматохи, мы изготавливаем цветные брошюры с новой транспортной схемой. В ней будут указаны около 40 ключевых развязок, таких как Московский рынок, площадь Тукая, Проспект Победы, и как оттуда можно добраться.
«Как неопытный мэр я подумала, как было бы хорошо, если бы бюджет Казани был равен бюджету Нью-Йорка или хотя бы Москвы. Но нефть в столице не уродилась. Может, ввести налог на владельцев дорогих машин, роскошных квартир, короче, на богачей…»
- Не надо 1917 год вспоминать! Давайте пока соберем то, что положено. Водителям в открытую платить не 2 тысячи 200 рублей, а 15. Другой хороший пример. Ежегодно в Казани вводится 300 тыс. кв. м коммерческого жилья без отделки. Те, кто строят, худо-бедно налоги еще платят. Но потом многочисленные отделочные бригады работают вообще по-черному. С рекламным рынком тоже крика много было. А закончилось тем, что вместо 20 млн руб. до конца этого года соберем более 100 млн руб. Раньше эти деньги уходили в виде подношений нерадивым чиновникам. В 2005 году «зарплата» всей Казани составили 92 млрд. руб. Это пенсии, зарплаты, стипендии, пособия, доходы от продажи имущества… А расходы - 154 млрд. руб. По данным банков, все выданные кредиты физлицам составили 11 млрд. руб. А теперь подсчитайте, какая сумма уходит от налогообложения!