(Город Казань KZN.RU, 6 декабря, Диляра
Гафурова, Камила Вильданова). В Казани представили концепцию развития речного
сервиса на ближайшие 15 лет, которая позволит городу стать Поволжским центром
водного туризма. За годы поэтапно планируется создание 17 крупных объектов водной
инфраструктуры – крупнейшей в России сети из 11 городских марин, яхт-клуба и
шести гостевых стоянок для маломерных судов. Предполагается благоустроить 12,2
километра береговой полосы и создать 1450 современных швартовочных мест. О
готовности к реализации долгосрочного масштабного проекта по благоустройству
прибрежных зон Волги и Казанки с созданием соответствующей инфраструктуры для
речных судов заявил сегодня на Международном архитектурно-строительном форуме
«Казаныш» Мэр города Ильсур Метшин.
Выступая на пленарной сессии «Выход на
воду: социокультурный, рекреационный и пространственный ресурс в устойчивом
городе», глава столицы РТ выразил уверенность в том, что проект воплотится в
жизнь в течение ближайших нескольких лет.
«Те вопросы, которые мы сегодня подняли
к обсуждению, изучая лучшую практику городов, это завтрашний день Казани. У нас
нет никаких сомнений, что мы реализуем проект в ближайшие годы, и это будет
новая Казань. Мы слишком долго запрягали, но это тот случай, когда нужно семь
раз отмерить и один раз принимать решение. В своих решениях мы будем
последовательны ради жителей и для того, чтобы это служило на десятилетия.
Уверен, при поддержке руководства республики и всех неравнодушных мы добьемся
успеха, и это будет совершенно другой комфорт жизни для всех», – обратился к
участникам пленарной сессии Ильсур Метшин.
Вопрос реновации промышленных
территорий, в том числе расположенных вблизи главных водных артерий города,
поднимался еще 10 лет назад, напомнил Мэр. Благодаря активной позиции главного
архитектора города Ильсияр Тухватуллиной, процесс сдвинулся с мертвой точки и
обсуждения перешли в фазу активных действий. Так, в сентябре 2022 года Рустам
Минниханов и Ильсур Метшин запустили реновацию территории вблизи ул.Портовой,
дав старт строительству первого микрорайона. Мэр привел пример, как такой же сложный путь был проделан и при реновации
промзоны вблизи улицы Даурской, в архитектуру которой не вписывались объекты
строительной индустрии, поэтому их место было за пределами миллионного города. Как
отметил Ильсур Метшин, сегодня, благодаря в том числе открытию Вознесенскому
тракта, это совершенно новый район Казани, перспективный и красивый.
Благоустройство прибрежных территорий и
реновация расположенных на них промзон станет следующим большим этапом работы,
эффект от которой сохранится на десятилетия.
«Обсуждаемый сегодня вопрос очень
важен. У Казани большое богатство – озеро Кабан, реки Казанка и Волга, но
только недавно мы нашли в себе силы и приступили к благоустройству этих
территорий. На сегодняшний день, конечно, на Казанке творится бардак. Сотни
несанкционированных выходов, выпусков, всего, что угодно. Но любая дорога начинается
с первого шага, мы его сделали. Это всегда связано с большими ресурсами, прежде
всего финансовыми, трудовыми и временными. Мы видим, как меняется облик города
благодаря изменению инфраструктуры, доступу к воде на примере Кремлевской
набережной, продолжающемуся благоустройству вблизи Казанки», – сказал Мэр Казани
Ильсур Метшин.
Концепцию развития речного сервиса в
Казани представила главный архитектор Ильсияр
Тухватуллина. Она подчеркнула, что на сегодняшний день для маломерных судов
логистика разработана по Волге, а на Казанке в пределах города для них действует
всего один причал.
«Потенциал Казани для развития водного
туризма очень велик. Город расположен на крупнейшем в Европе водохранилище,
исторически жители столицы Татарстана очень тесно связаны с рекой и имеют
потребность к рекреации у воды. К тому же в наши дни наблюдается динамика
увеличения количества маломерных судов, рост составляет до 20% в год», –
отметила Ильсияр Тухватуллина.
Одним из главных элементов обновленной
речной инфраструктуры, по словам главного архитектора Казани, станут городские
марины – стоянки для маломерных судов. Они будут сформированы в шести локациях
города из плавучих пристаней для разных судов – длиной от 8 до 12 метров. «Марины
расположатся у ЖК «Ричмонд», «АК Барс Арены», Национальной библиотеки Татарстана,
Центра семьи «Казан», на улице Портовой – южнее речного порта, а также у
«Ривьеры», – рассказала главный архитектор города.
Для создания стоянок для маломерных
судов необходимо организовать подход к береговой линии, подвести сети
электроснабжения и водоснабжения, обустроить понтоны для швартовки, а также
провести работы по углублению дна.
В рамках концепции также планируется
создать сеть гостевых стоянок с поминутной оплатой швартовки. Они расположатся
у парка «Манзара», «Ривьеры», экстрим-парка «УРАМ», у Кремлевской дамбы и две
стоянки – у Кремлевской набережной.
Ильсияр Тухватуллина также обратила
внимание на отсутствие в Казани обустроенного места для зимнего хранения и
ремонта судов. «У нас нет такой территории, предлагаем создать эту территорию
на месте иловых полей. Это позволит более активно развивать южную часть города»,
– подчеркнула Ильсияр Тухватуллина.
В концепцию развития водной
инфраструктуры Казани также вошел проект по созданию главного городского
яхт-клуба «Локомотив». На прибрежной территории Волги предполагается марина на
450 швартованных мест. Также планируется благоустроить 2,3 километра территории
набережной и построить здание с общественными функциями площадью 2,5 тысячи квадратных
метров.
Благоустройство прибрежных территорий подтянет
за собой инфраструктуру для профессиональных спортсменов. О планах создать центр
парусного спорта на месте заброшенной лодочной станции в заречной части столицы
РТ рассказал ведущий градостроитель отдела пространственного развития Института
развития города Казани Павел Тиняев.
«В рамках концепции создания речного
сервиса предполагается и несколько объектов в заречной части Казани. С советских
времен в этом месте находилась лодочная станция, которая сейчас заброшена.
Именно эта часть подходит для создания центра парусного спорта, акватория
прекрасна для проведения международных соревнований по парусному спорту, в том
числе и по детскому. С нее же открывается отличная панорама на историческую
часть города. Сам объект будет не очень крупным, так как это охранная зона
Кремля, они не будет в высоту превышать двух-трех этажей. В центре будет
расположена вся необходимая инфраструктура для спортсменов», – отметил он.