(KZN.RU, 26 августа, Екатерина Андреева). Проблема низкой пропускной способности ливневой канализации стала одной из тем обсуждения на аппаратном совещании в исполкоме Казани. В некоторых случаях подтопление вновь построенных дорог связано с ошибками в проектировании, заявил Мэр Казани Ильсур Метшин.
Стоит напомнить, что более 350 км сетей ливневой канализации были приняты в муниципальную собственность в 2011 году. В ходе их эксплуатации выявлено еще около 30 км бесхозных сетей, которые в настоящее время обследуются, наносятся на городские карты и принимаются на баланс.
«Из-за длительного отсутствия эксплуатации сети имеют значительную заиленность, местами до 70-80%, – сообщил председатель Комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. – По этой причине их пропускная способность сильно занижена, особенно это сказывается в период ливневых дождей».
По данным И.Куляжева, с 2011 года за счет средств муниципального бюджета удалось прочистить 80 км наиболее проблемных участков сетей, что составляет около 20% от общей протяженности. «Ряд вопросов с затоплением дорог и территорий был решен. Однако потребность в их прочистке остается значительной», – отметил председатель профильного комитета.
Большая часть сетей введена в эксплуатацию более 50 лет назад, продолжил И.Куляжев. «За прошедшее время площадь водосбора увеличилась вдвое за счет строительства и расширения улиц, жилой застройки, объектов социально-бытового назначения. Диаметры существующих коллекторов не справляются с возросшим потоком воды. Требуется разработка программы по строительству новых и реконструкции существующих коллекторов», – сказал он. Кроме того, на сетях имеются провалы, требующие капитального ремонта и восстановления работоспособности. Всего по городу насчитывается 8 таких участков.
Помимо приведения в порядок самих сетей, сбрасываемым с городских территорий дождевым и талым водам необходимо очистка. Для этого на выпусках канализации необходимо построить 22 очистных сооружения. В этом году, по словам И.Куляжева, проведены конкурсные торги на их строительство в 3 местах сброса воды – в оз.Нижний Кабан на ул.Хади Такташ, в Казанку на ул.Торфяная, в реку Нокса на Мамадышском тракте. Планируемый срок завершения строительства - IV квартал 2014 года.
Одним из путей решение проблемы стало также введение платы на пользование городскими ливневками для собственников частных земельных участков. Такая практика широко распространена в Европе, по тому же пути пошли Москва и еще ряд российских городов.
С июля этого года сети ливневой канализации переданы в хозяйственное ведение специализированной эксплуатирующей организации – МУП «Городское благоустройство». В настоящее время им заключены договора с 20 частными организациями, имеющими на своей территории сети водосбора и подключенными к городской ливневой канализации – Казанская теплосетевая компания, Завод ЖБИ-3, «Метро Кэш энд Кэрри», «Татспиртпром» и другие. Эта работа продолжается.
«Рассчитан экономически обоснованный тариф на пропуск поверхностных вод с территорий, который составляет 2,08 руб. за 1 куб.метр. При этом, к примеру, в Москве тариф за один кубический метр составляет 8,37 руб., в Саратове – 4 руб.», – сообщил Игорь Куляжев.
«Мы большую работу провели по бесхозным сетям. Начали заключать договоры на обслуживание ливневой канализации. Это никакой не налог на дождь. Это нормальная практика, которая присутствует во многих городах. Проблемы ливневок надо решать системно», – подчеркнул Ильсур Метшин.
Однако, кроме старости, ветхости и заиленности имеются и иные причины подтопления территорий, а именно ошибки в проектировании новых дорог. На совещании был продемонстрирован фотоотчет о затоплении участка дороги на Танковом кольце. «Это новая дорога, новое кольцо после капитального ремонта. Это не недоделка строителей, это явно ошибка в проектировании – на такую огромную площадку запланировать всего 5 ливнеприемников», – возмутился Мэр Казани Ильсур Метшин и добавил, что проектный институт должен нести ответственность за некачественную работу.
Игорь Куляжев сообщил, что всего по городу имеется 10-15 участков дорог, где затруднен ливнеотвод – в районе путепровода на ул.Тихомирнова, несколько участков на пр.Победы, на ул.Пушкина.
«Ливневки – это наше слабое место, – резюмировал Ильсур Метшин. – К сожалению, нет ни одного города, который мог бы похвастаться тем, что у них ливневая канализация работает идеально. Этим летом машины «плавали» даже в Москве, где никаких проблем с нехваткой бюджетных средств нет».