О комплексе работ по формированию городской среды, развитии магистральных связей и полицентричности города, создании рейтинга дорог, новых стандартах проектирования и благоустройства промышленных территорий доложил сегодня на XL сессии Казгордумы директор МБУ «Институт развития города Казани» Алексей Горбунов.
«Сегодня мы с вами наглядно видим, как за достаточно короткий срок Институт развития города Казани стал не просто новой организацией, а главным драйвером формирования современной проектной культуры в столице Татарстана», – сказал мэр Казани Ильсур Метшин и поблагодарил раиса РТ за поддержку в создании института.
Он также отметил, что благодаря работе института в городе есть проекты, которыми можно гордиться: «Казань – город на воде», «Новая Портовая», уникальные рекреационные пространства.
«И это не просто красивые картинки – это новый образ Казани, новый уровень качества жизни горожан. Хочу особо подчеркнуть, что все это – результат системного глубокого подхода», – сказал глава города и добавил, что институт не просто проектирует, он работает с долгосрочным горизонтом планирования, прогнозирует тенденции. Благодаря институту за два года город уже сэкономил более 130 млн рублей, которые пошли на строительство детских садов, благоустройство дворов и дорог.
«Архитектурные проекты мы видим быстро, за пару лет, но строительные решения это – марафон, а не спринт. Их эффект мы ощутим через годы, а некоторые только через десятилетия. И этот тот вклад, который мы обязаны делать уже сегодня, если хотим видеть город, где гармонично сочетается история, природа и современная жизнь», – сказал мэр Казани.
«Отдельная гордость – это наши люди. За столь короткое время институт подготовил новое поколение талантливых архитекторов, планировщиков, градостроителей, которые знают и любят Казань, понимают ее особенности и болею за каждый проект. Это значит, что мы не только привлекаем лучших практиков со всего мира, но и создаем свое казанское», – отметил Ильсур Метшин.
Казань стала первым городом, предложившим и реализовавшим платформу для профессионального взаимодействия городов БРИКС+ в области архитектуры и градостроительства.
«Мы уверенно заявляем о себе на международной арене. Форум «Казаныш», который мы проводим совместно с институтом в четвертый раз, стал магнитом для мировых экспертов. Казань все уверение звучит в международной повестке как город, который умеет, может и делает. Я считаю, что институт развития города должен стать постоянным центром международного диалога по архитектуре и строительству», – отметил Ильсур Метшин.
Алексей Горбунов в своем докладе сказал, что команда Института берется за задачи разнообразных масштабов: начиная с комплексных стратегий пространственного развития и заканчивая конкретными проектами благоустройства и объектами социальной инфраструктуры.
За четыре года Институт разработал и утвердил 34 проекта планировки территорий площадью порядка 1,4 га, а также 35 проектов межевания на более 1,8 тыс. га. В рамках программы по обеспечению многодетных семей земельными участками институт сформировал около 5,7 тыс. участков, а более 2,4 тыс. семей получили участки с отведенными геодезистами границами.
Институт развития городов активно участвует в создании объектов сферы образования и социальной сферы. За четыре года им было разработано 19 архитектурных проектов для детских садов и школ, а также 26 дизайн-проектов их интерьеров.
Особое внимание уделяется вопросам благоустройства. Институт спроектировал 48 объектов, 26 рекреационных пространств были успешно реализованы на площади более 2 тыс. га. По словам Горбунова, особое внимание уделяется вовлечению детей в процесс проектирования. Так, например, детский парк «Елмай» был спроектирован совместно с юными жителями города.
На сегодняшний день Институт занимается концептуальным проектированием территорий, транспортным планированием и моделированием, разработкой проектов благоустройства территорий, и разработкой эскизных предложений. А также ведет работы по формированию удобной транспортной структуры, сохранению исторического поселения, укреплению градостроительного каркаса, реорганизации промышленных зон и созданию природно-рекреационного комплекса.
Один из основных векторов работы – транспортная инфраструктура. Команда института прорабатывает варианты развития магистральных связей, в том числе развития «Большого Казанского кольца». Завершена разработка методики оценки, которая позволит вырабатывать рейтинг для каждой предлагаемой к строительству дороги. Здесь будут учитываться вид, функционал, режим движения, наличие инженерных сооружений и иные факторы.
«Применение этой методики, подкрепленное транспортным моделированием, позволит повысить объективность определения этапов создания новых дорог», – отметил спикер.
Еще один важный аспект работы Института – создание транспортно-пересадочных узлов, которые станут центрами активности и роста города. В настоящее время разрабатывается проект ТПУ «Компрессорный», где каждый этап рассматривается совместно с администрациями, структурами исполнительного комитета и экспертами. А все работы подкрепляются транспортным математическим моделированием.
«Транспортно-пересадочные узлы должны стать современными мультифункциональными комплексами, обеспечивающими как удобство пересадок между всеми видами транспорта, так и комплекс услуг, систему обслуживания, рекреационные пространства», – сказал Алексей Горбунов.
Следующий важный блок касается перспективной полицентричности города, которое невозможно без математических методов и данных от сотовых операторов. Анализ данных позволил выявить места концентрации деловой активности, что критично для развития транспортной инфраструктуры и жилищного строительства.
«Не просто так в градостроительстве система таких центров называется «каркасом» - система делового обслуживания определяет ритм жизни города и интенсивность процессов. Тонкая настройка таких узлов оказывает значительный эффект на городскую среду», – отметил Алексей Горбунов.
Работы ведутся на основе уникальной математической модели, разработанной известным урбанистом Александром Высоковским, одним из авторов первых Правил землепользования Казани.
Следующая городская система – природно-рекреационный комплекс. Казань защитила зеленые насаждения на уровне генерального плана и разработала методические рекомендации по их сохранению. В 2023 году проведены мастер-классы для подрядчиков и создана концепция сохранения старовозрастных деревьев.
Внимание инвесторов привлекла разработанная институтом Стратегия по развитию водной инфраструктуры, включающая всесезонную марину «Локомотив», Центр водно-экстремальных видов спорта, а также строительство Детско-юношеского центра водной культуры и Детской парусной школы «Заречье».
«Реализация такой масштабной стратегии повлечет за собой не только рост туристического потока, увеличение среднего срока пребывания и среднего чека туристической поездки, но и спроса на недвижимость, будет способствовать популяризации водных видов спорта и укреплению имиджа Казани как современного центра с уникальной водной инфраструктурой», – сказал Горбунов.
Отдельная работа проходит в историческом центре. Завершена работа по созданию регламента по стандартам для типовых объектов индивидуального жилищного строительства, что ускорит процесс согласования для собственников участков в центре города, сообщает спикер.
Масштабная работа проведена по оценке градостроительного потенциала промышленных территорий. Команда Института развития городов разработала стандарты проектирования и благоустройства для производственных объектов.
«Архитектура и обслуживание этих объектов не менее важна, чем архитектура объектов в центре города, а условия труда являются критичным факторов конкуренции за человеческий капитал», – сказал Алексей Горбунов.
Он также отметил, что проекты в совокупности создают общий вектор работы Института развития города, а стратегическая работа никогда не заканчивается.
«Нам необходимо анализировать ту среду, в которой мы все живем, научиться во всей полноте учитывать экологические и экономические факторы, а также адаптировать социальную инфраструктуру к будущей демографической нагрузке», – заключил спикер.
В заключение Ильсур Метшин сказал, что Институт развития города и исполнительный комитет должны продолжить работу в полном взаимодействии с архитектурным сообществом, градостроителями, с девелоперскими компаниями. Проекты должны быть полностью синхронизированы с планом благоустройства, транспортом развития, экологии и экономики города.
«Мы с вами строим Казань будущего – красивую, комфортную, современную. Город, которым будут гордиться наши дети, и я уверен вместе это нам по плечу», – заключил мэр Казани.
Институт развития
города был создан по инициативе мэра Казани Ильсура Метшина и при поддержке раиса
РТ Рустама Минниханова четыре года назад. Главная задача института – создание
современной проектной культуры и воспитания нового поколения градостроителей,
урбанистов и проектировщиков, готовых развивать город и строить в нем карьеру.
Карина Хузеева