(Город Казань KZN.RU, 3 февраля,
Алена Мирошниченко). Порядка 1,4 млрд рублей составила совокупная экономия на
закупках муниципальных заказчиков, унитарных предприятий и акционерных обществ Казани
в 2019 году. Такие данные сегодня на деловом понедельнике озвучил руководитель
Дирекции по конкурентной политике и закупкам Григорий Харитонов. Как отметил
Мэр Казани Ильсур Метшин, сэкономленные средства возвращаются в бюджет и
направляются на те статьи, которые требуют решения в той или иной отрасли.
В 2019 году объем закупок увеличился на 37%
Как доложил руководитель
Дирекции по конкурентной политике и закупкам Григорий Харитонов, подразделение обеспечивает
сопровождение закупочной деятельности более чем 650 заказчиков. За прошлый год
муниципальные заказчики инициировали и разместили 1135 процедур на 7,4 млрд
рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года объем закупок увеличился
на 37%, а количество проводимых процедур уменьшилось на 8%. При этом среднее число
участников на конкурентных торгах 2019 года составило 3,2, что на 8% выше
аналогичного показателя прошлого года, отметил спикер.
Объем размещенных
конкурентно-закупочных процедур для субъектов малого и среднего
предпринимательства составил 697 млн, что на 10% больше, чем в предыдущем году.
Экономия бюджетных средств составила 2,3%, сказал Г.Харитонов. «Наибольший
процент экономии на торгах среди муниципальных заказчиков с годовым объемом
закупок более 10 млн рублей был достигнут спортивной школой «Тасма»,
Управлением ЗАГС, спортивной школой «Ак Буре», Центральным стадионом, Комитетом
земельных и имущественных отношений. Высокая доля экономии на торгах у этих
заказчиков, в первую очередь, характеризуется конкуренцией среди потенциальных
поставщиков. Так, среднее количество участников составило 3,4», – обратил
внимание докладчик.
При анализе более 300 проектов дирекции удалось
снизить запросы на 30%
Г.Харитонов пояснил,
что при консультировании унитарных предприятий и акционерных обществ города
дирекция формирует рекомендации для заказчиков в части возможной оптимизации
начальной цены контракта, корректировки требований к объекту, объемам закупки,
условиям поставки, а также обеспечивает привлечение максимально широкого
количества участников закупок. «За 2019 год в дирекции рассмотрели 13956 заявок
от 15 унитарных предприятий и акционерных обществ на сумму 13,4 млрд рублей.
Экономия при рассмотрении заявок благодаря рекомендациям по оптимизации
контракта составила 235 млн», – сказал докладчик.
Он отметил, что
дирекция в 2019 году обеспечила совокупную экономию на закупках у муниципальных
заказчиков, унитарных предприятий и акционерных обществ города в объеме порядка
1,4 млрд рублей. При анализе более 300 проектов на более чем 1,7 млрд рублей
дирекции удалось обеспечить снижение запросов на 566 млн или 30%. «Наибольший
процент снижения и оптимизации поступивших запросов от Финансового управления
был достигнут по запросам администрации Вахитовского и Приволжского районов,
Комитета потребительского рынка, администрации Авиастроительного и
Ново-Савиновского районов, Комитета по развитию туризма», – рассказал
руководитель Дирекции по конкурентной политике и закупкам. Он пояснил, что высокая
доля снижения стоимости по поступившим запросам достигается за счет совместной
с заказчиком проработки потребностей, детального анализа планируемых затрат,
поиска путей оптимизации и возможных альтернативных решений с учетом
возможностей рынка.
В качестве примера
Г.Харитонов рассказал о запросе от администраций районов с кратно отличающимися
расценками на эвакуацию и хранение движимого имущества на 225 млн рублей. «По
результатам анализа мы унифицировали и оптимизировали расчеты по сметным
оценкам между всеми администрациями на общую сумму 66 млн рублей», – сказал
спикер.
«Важно отметить, что
достижение экономии в абсолютных величинах не является для дирекции самоцелью.
Прежде всего, при анализе заявок дирекция обеспечивает соответствие
документации требованиям законодательства, оценивает целесообразность,
приоритетность и актуальность планируемых затрат.
Не является редкостью,
когда по заключению дирекции, сумма планируемых затрат увеличивается. Так, от
12 учреждений образования города был получен запрос о выделении средств в
размере 36 млн рублей на ремонт кровли. «В ходе анализа запроса и
непосредственно выезда на объекты выявлена и согласована увеличенная
потребность на общую сумму 38 млн руб.», – привел пример докладчик.
Специалисты готовят рекомендации для улучшения
финансового результата деятельности предприятий
Дирекция по
конкурентной политике и закупкам также непрерывно проводит анализ деятельности муниципальных
заказчиков, унитарных предприятий и акционерных обществ по ряду направлений. Специалисты
ежегодно осуществляют анализ хозяйственной деятельности организаций и формируют
рекомендации для улучшения финансового результата их деятельности, повышения
транспарентности и эффективности учета их деятельности. Важным направлением
работы подразделения является оптимизация численности фонда оплаты труда
предприятий, в том числе снижение избыточной численности персонала, перевод
части функций работников на подряд, ведение системного подхода в выплате
переменной части к заработной плате.
Г.Харитонов доложил,
что еще в 2016 году специалисты дирекции проанализировали закупки 319 дошкольных
учреждений и 161 средней школы. В результате были сформированы предложения и
рекомендации по оптимизации закупок мебели, компьютерной техники, утилизации
отходов, содержанию зданий технического обслуживания, видеонаблюдения, пожарной
сигнализации и приборов учета. С 2016 по 2018 годы большая часть сформированных
предложений была реализована, отметил спикер.
В 2019 году по
результатам совместной работы с Финансовым управлением было решено
централизовать закупку услуг по опрессовке систем центрального отопления в
образовательных учреждениях Приволжского района в пилотном режиме. В Управлении
образования эта работа запланирована на второй квартал 2020 года, доложил
спикер.
Кроме того, по
поручению Мэра Казани прорабатывается вопрос повышения эффективности объектов
социального блока, проекты которого сопровождает дирекция. «Совместно с
заказчиком мы определили границы проектов – это модернизация систем освещения
футбольно-атлетического манежа Центрального стадиона и замена внутреннего
освещения школы №169. Также мы отказались от энергосервисных контрактов как
нецелесообразной формы для данных учреждений», – рассказал Г.Харитонов и
добавил, что, учитывая незначительные объемы энергопотребления, инвесторам в
связи с экономической нецелесообразностью не интересны такие проекты.
«Сэкономленные средства мы направляем на статьи,
которые требуют решения»
В этом году сотрудники дирекции
будут работать над оптимизацией закупок учреждений Исполкома у единственного поставщика.
В частности, необходимо проанализировать эффективность расходования
внебюджетных ресурсов учреждений соцблока. Также планируется развивать деятельность
по реинжинирингу оргструктур.
«Мы создали Дирекцию по
конкурентной политике и закупкам, чтобы строго контролировать бюджетные
средства и систематизировать эту работу. Я помню, в начале пути, в первый год
мы докладывали, что нам удалось сэкономить 260 млн рублей, и радовались такому
результату. Сегодня этот показатель составляет 1,4 млрд рублей. В конкурентной
борьбе мы смотрим и качество, и цену, а сэкономленные средства мы возвращаем в
бюджет и направляем на те статьи, которые требуют решения в той или иной
отрасли», – отметил Ильсур Метшин.
Он также обратил
внимание, что сегодня могут заявляться на участие в торгах большее количество
поставщиков, их число постоянно растет. «Кроме того, сама дирекция сопровождает
закупочную деятельность более 650 муниципальных заказчиков и полутора десятка
МУПов, помогает в правильном оформлении документации, грамотном прохождении
всех процедур. Это хорошая работа, надеемся, и в этом году удастся достичь
хороших результатов», – резюмировал Мэр столицы.