Накануне, 16 июня, в Казанской ратуше прошло совещание по вопросам подготовки транспортной инфраструктуры столицы Татарстана к Универсиаде 2013 года.
В работе совещания приняли участие Президент РТ Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, Министр транспорта России Игорь Левитин, Мэр Казани Ильсур Метшин.
Открывая совещание, Минтимер Шаймиев отметил, что при подготовке к Универсиаде в Казани необходимо решить много вопросов по развитию транспортной инфраструктуры столицы республики. При этом будет использован успешный опыт сотрудничества с Минтрансом РФ, полученный во время подготовки к 1000-летию Казани.
"Универсиада в Казани пройдет за год до Олимпиады в Сочи, и мы поставили перед собой задачу показать пример, как можно на хорошем уровне провести Всемирные летние студенческие игры. Наша задача - провести Универсиаду блестяще", - подчеркнул Президент РТ.
"В период кризиса необходимо переходить на новое качество транспортной инфраструктуры и новые технологии дорожного строительства", - отметил на совещании Игорь Левитин. Министр позитивно охарактеризовал строящийся в Татарстане и уникальный для России стационарный завод по производству дорожных материалов, обеспечивающих долговечность дорожного покрытия. Опыт этого проекта будет распространен в других регионах РФ.
"Транспортная инфраструктура Универсиады должна отличаться новыми технологиями", - особо отметил Игорь Левитин. По словам министра, все вопросы по транспортной составляющей при подготовке к Универсиаде 2013 года в Казани будут рассмотрены на заседании оргкомитета Универсиады, где и предполагается принять окончательное решение по тем или иным проектам.
С основным докладом на совещании выступил мэр Казани Ильсур Метшин. По его словам, планируется, что в Универсиаде примут участие 12 тысяч спортсменов из более чем 170 стран. Освещать игры будут 1500 представителей СМИ. Посмотреть Универсиаду приедут порядка 100 тысяч туристов и болельщиков из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
"Одна из задач, поставленных перед нами Президентом РФ, - обеспечить комфортное, соответствующее требованиям FISU пребывание в Казани гостей и участников Универсиады", - отметил мэр города. По его словам, гости игр не должны почувствовать транспортных неудобств и при этом должна быть сохранена комфортная среда для казанцев.
Ильсур Метшин отметил, что инвестиции в реконструкцию международного аэропорта "Казань" составят 10 млрд. руб. Мощности аэропорта к 2013 году планируется увеличить в 5 раз до 5 млн. пассажиров в год. В свою очередь, реконструкция речного вокзала позволит принимать плавучие гостиницы, которые предполагается задействовать для размещения гостей и участников состязаний. Предполагается также соединить отдельной веткой железнодорожный вокзал с международным аэропортом «Казань».
По мнению мэра, если не увеличить пропускную способность улично-дорожной сети Казани, город рискует встать в пробку задолго до 2013 года. Необходимый объем работ по улучшению транспортной инфраструктуры города потребует строительства 270 км дорог, 37 развязок, 2 путепроводов и 5 автодорожных мостов.
Для обновления пассажирского транспорта к 2013 году необходимо приобрести 800 городских и туристических автобусов, 250 троллейбусов, 150 трамваев. Необходимо построить 144 км новых троллейбусных линий и реконструировать порядка 80 км трамвайных путей.
"Но даже при всем этом всех проблем с перевозом гостей Универсиады и жителей города не решить без усиленного развития метрополитена", - заявил Ильсур Метшин. По его словам, для завершения первой линии казанского метро требуется построить 5 станций: одну - в направлении деревни Универсиады, 4 - в сторону Авиастроительного района на правом берегу Казанки.
В своем докладе на совещании заместитель генерального директора ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» Наталья Минина отметила, что в Казани к 2013 году количество личного автотранспорта достигнет 500 тысяч автомашин. Существующая улично-дорожная сеть с таким количеством транспорта не справится, а значит, необходимо строить новые развязки, путепроводы, мосты, развивать метро.
По ее словам, в программе развития дорожного комплекса Казани планируется осуществить 180 мероприятий, первоочередные из которых - развитие въездных магистралей и завершение обхода города по трассе М7, завершение формирования Большого казанского кольца, формирование магистралей непрерывного движения по западной и южной границе центральной планировочной зоны, формирование магистралей непрерывного движения вдоль северного хода Транссибирской железнодорожной магистрали, строительство и реконструкция мостов через реку Казанку.
Как заявила Наталья Минина, на реализацию всех мероприятий до 2013 года потребуется 99 млрд. руб., до 2020 года - 152 млрд. руб. В результате реализации масштабных дорожных проектов пропускная способность улично-дорожной сети Казани увеличится в 7 раз.
Начальник Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Сергей Козырев обозначил в своем докладе два основных проекта, которые предполагается реализовать к Универсиаде: развитие интермодальных перевозок между центром города и аэропортом и строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (ММЛЦ).
По его словам, в результате строительства железной дороги от центра до аэропорта можно будет добраться за 20-25 минут. Для этого необходима дорога протяженностью 26 км (20 из них уже есть), по которой могут ходить рельсовые автобусы. На реализацию проекта потребуется около 2,5 млрд. руб. инвестиций, окупаемость – 5-6 лет. В свою очередь, строительство Свияжского ММЛЦ позволит ликвидировать многие передаточные и подъездные железнодорожные пути на территории города Казани.
В рамках совещания был подписан меморандум о порядке проектирования объектов Свияжского ММЛЦ. Документ скрепили подписями Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и министр транспорта России Игорь Левитин.
По окончании совещания Президент Татарстана и министр транспорта РФ ответили на вопросы журналистов.
"Сегодня подписан очень важный меморандум о строительстве Свияжского ММЛЦ, который будет служить интересам всей России", - заявил Минтимер Шаймиев. По его словам, логистический центр даст возможность вынести из Казани большое количество транспортных коммуникаций.
Президент РТ рассказал, что за два дня визита в республику делегации Минтранса РФ во главе с Игорем Левитиным были отработаны лизинговые схемы по заказу транспортных средств на шасси "КАМАЗА" и "ЕЛАЗа". Также были осмотрены объекты транспортной инфраструктуры на строящемся новом нефтеперерабатывающем заводе в Нижнекамске.
Игорь Левитин отметил, что проведение Универсиады потребует беспрепятственного доступа к транспортной инфраструктуре. В развитие логистики будут инвестированы большие средства. Но та инфраструктура, которая готовится к Универсиаде, будет востребована и после проведения игр. При подготовке к Универсиаде не нужно забывать об экологии - автомобили и грузовики должны переводиться на двигатели "Евро-4" и "Евро-5".
"В Казани легче, чем в других местах - здесь нет проблем с выделением земельных участков, а как показал опыт Сочи и Владивостока, это занимает значительное время. В Казани, когда нам нужен проект, мы идем и работаем - вот это главное преимущество Универсиады", - заявил министр.
Напомним, 2-дневная рабочая поездка главы Минтранса РФ в Татарстан началась вчера с посещения Набережных Челнов, где было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
Кроме того, гости посетили совместное предприятие «Камминз-Кама», автомобильный завод, научно-технический центр, осмотрели выставку современной автомобильной техники ОАО «КАМАЗ», выпускаемой для дорожного хозяйства, ознакомились с работой спортивной команды «КАМАЗ-Мастер».
Сегодня с утра Игорь Левитин осмотрел объекты дорожно-транспортной инфраструктуры Казани, которые предполагается задействовать во время Универсиады-2013, а также площадку строительства Деревни Универсиады.
ИА «Татар-информ»