В Казани открылся первый
инклюзивный центр дополнительного образования «Вместе» – филиал Центра детского
творчества «Детская академия». Сейчас он работает в формате летних инклюзивных
смен. А с сентября здесь откроются основные кружки. За один учебный год центр
сможет принять 4,2 тысячи детей, в том числе и с инвалидностью. На одной
площадке будет проходить реабилитация, адаптация и досуг детей. Здесь ребята
смогут заниматься музыкой, конструировать роботов, изучать компьютерные
технологии и многое другое. Новый центр посетил мэр Казани Ильсур Метшин.
Инклюзивный центр «Вместе» располагается по ул.Журналистов,
13, его площадь – 442 кв.м. В октябре прошлого года здесь стартовал капитальный
ремонт.
«Благодаря неравнодушным людям – меценатам, благотворителям создаются
новые возможности для развития врожденных талантов наших детей. Мы очень рады,
что здесь собрался такой заботливый коллектив. Вам, детки, желаем быть
счастливыми вместе с мамами и папами. Прекрасные музыкальные инструменты,
компьютеры, робототехника – все это для того, чтобы вы приобретали новые
навыки, становились успешными, счастливыми и радовали своих родителей», –
сказал Ильсур Метшин.
Инициатором создания центра стала администрация Советского
района. Реализация проекта стала возможной благодаря победе в грантовом
конкурсе фонда «Лемана Про», а также значительной спонсорской и
благотворительной помощи.
Полноценные занятия стартуют в сентябре, однако уже с
середины июля в центре проходят летние инклюзивные смены, их посетили 32
ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Смены от АНО
«Добрая Казань» изначально задумывались для детей с ментальными нарушениями в
возрасте от шести до 12 лет. Однако по многочисленным просьбам родителей, их участниками
стали ребята с синдромом Дауна, церебральным параличом и другими нозологиями.
За один учебный год инклюзивный центр сможет охватить до 4,2
тыс. детей. На сегодня это первое учреждение в городе, занятия в котором смогут
посещать как дети и подростки без особенностей здоровья, так и ребята с
нарушениями опорно-двигательной системы и слуха, с ДЦП, различными ментальными
нарушениями в развитии и другими особенностями здоровья. Занятия в центре будут
проводить 18 педагогов, включая пять специалистов из Центра детского творчества
«Детская академия», прошедших специальное обучение.
Уже открыта запись на обучение, заявки подали 140 детей с
инвалидностью. Помимо этого, в учреждение будут набирать воспитанников из
Центра детского творчества «Детская академия», который относится к управлению
образования города. Создание подобных инклюзивных центров способствует
формированию эмпатии и толерантности у детей к сверстникам с инвалидностью.
Взаимное общение развивает эмоциональный интеллект, гибкость в коммуникации,
умение помогать и договариваться. Об одном из таких случаев в летней
инклюзивной смене рассказала директор АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова:
«Когда дети мыли руки, Митя (ребенок без особенностей) спросил у Артема с ДЦП,
что у него с ножками? Я не успела ответить, но Артем сам объяснил, что у него
болят ножки, поэтому он носит ортопедическую обувь и ходит медленнее, чем
другие дети. Теперь я вижу, как Митя старается помогать Артему — поддерживает
его, показывает что-то, объясняет», — поделилась она. Для самих детей с
инвалидностью такие центры дают возможность стать полноценными участниками
общества.
Совместное обучение со сверстниками без особенностей
способствует их адаптации, стремлению к прогрессу и росту уверенности в себе. Работа
в центре будет вестись по четырем основным направлениям: коррекционная
педагогика, образовательные и творческие занятия,
оздоровительно-реабилитационная терапия, психологическая помощь семьям.
Отдельное внимание будет уделено индивидуальной работе с
ребятами с особенностями здоровья: предусмотрены занятия с логопедом,
дефектологом, комнаты психоэмоциональной разгрузки, адаптивная физическая
культура.
В центе ребята также смогут посещать уроки музыки.
Музыкальный кабинет оборудован музыкальными инструментами – цифровым пианино,
синтезатором, четырьмя гитарами, а также духовыми и ударными. Это первый центр,
где дети с инвалидностью могли бы развиваться в музыкальном направлении. Помимо
игры на инструментах для ребят организуют кружки вокала и хора.
Класс компьютерных технологий и робототехники оборудован
шестью компьютерами. Годовая программа обучения, стартующая в сентябре,
включает основы компьютерной грамотности, а также сборку и программирование
роботов. Для
детей с ограниченными возможностями здоровья эти занятия имеют колоссальное
значение, открывая путь к новым возможностям и самостоятельности. «Я
обучаюсь компьютерной грамотности – в наше время это один из самых главных
предметов в школе. Компьютеры везде незаменимы. Я очень рад заниматься в таком
центре», – сказал один из участников инклюзивной летней смены.
«Мы рады, что здесь созданы все условия, чтобы вы могли
освоить навыки не только в компьютерных технологиях, но и во многих других
направлениях. Успехов вам, ребята» – обратился к детям Мэр Казани Ильсур
Метшин.
Класс изобразительных искусств оснащен двумя столами, сидя
за которыми ребята смогут рисовать карандашами, фломастерами, красками, а также
лепить и мастерить подделки из бумаги. Занятия предполагают полную свободу
творчества. «Здесь дети придумывают что-то свое, у них есть простор для
творчества. Я стараюсь, чтобы они мыслили шире, выходили за рамки. Это очень
важно», – поделилась педагог по рисованию София Ахмедьянова.
Логопедический кабинет оборудован логозеркалом (компьютер,
оснащенный специальными программами), массажным столом, стерилизатором для логопедических
инструментов Помимо этого, есть множество методических и игровых пособий.
При планировании дизайна инклюзивного центра активное
участие принимали педагоги и родители детей. Помещения выкрашены в нейтральные
оттенки при этом старый мраморный пол был сохранен. Стены возле каждого
кабинета украшены визуальными подсказками: возле музыкального – клавиши
пианино, компьютерного – микросхемы, логопедического – смайлики.
В центре также предусмотрен многофункциональный актовый зал
вместимостью до 50 человек. Он будет использоваться для занятий по хореографии,
театральному искусству и другим направлениям. «Актовый зал мы проектировали как
многофункциональную зону. Если бы была сцена, то детям-колясочникам было бы
трудно на нее забираться. Мы оставили ровный пол, чтобы на нем было удобно
заниматься», – рассказала дизайнер Алена Савинова.
Напомним, в 2022 году в Казани при школе №49 открылся
новый творческий досуговый центр «МастерОК» для учащихся и детей с
ограниченными возможностями здоровья. Еженедельно здесь обучаются порядка 400 детей,
а также и более тридцати ребят с ОВЗ. На базе школы также в 2023 году появился первый
в Татарстане спортивный комплекс, где детей с инвалидностью обучают по
нескольким направлениям – танцам на колясках, паралимпийскому фехтованию, а
слабовидящих – голболу.
Также в прошлом году по поручению мэра Казани Ильсура
Метшина открыли три инклюзивных центра: «Тылсым»,
«Луч»,
«Крылья».
Первая в Татарстане учебно-тренировочная квартира открылась летом 2022 года на
улице Закиева в Советском районе города, а вторая заработала
в январе 2024 года на улице Минской.
В текущем году для детей с особенностями здоровья были
организованы инклюзивные смены на базе центров «Луч», «Крылья» и «Тылсым». За
первую половину лета там отдохнули
128 детей. В рамках проекта организации – «Добрый пляж» – на
прошлой неделе на пляже Локомотив заработал
пункт проката адаптивных колясок. Эти уникальные средства позволяют людям с ОВЗ
свободно передвигаться по песку и гальке, а также комфортно держаться на плаву
в воде.
Накануне в загородном лагере «Восток» стартовала первая
выездная инклюзивная смена для всей семьи, в которой принимают участие 60 детей
и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участники пробудут в
оздоровительном лагере до 7 августа под присмотром профессиональных тьюторов
или своих родителей. Для них подготовлена обширная программа мероприятий,
включающая творческие, спортивные, музыкальные, коммуникативные и адаптивные
занятия.
Диляра Гафурова