(KZN.RU, 27 сентября, Таисия Башаркина). В Казани внедряется технология оплаты проезда в общественном транспорте при помощи мобильного телефона. Об этом новшестве в системе оплаты проезда в городском общественном транспорте рассказал сегодня на транспортном штабе под председательством Мэра Казани Ильсура Метшина директор ОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов.
Оплата проезда при помощи мобильного телефона станет возможной благодаря беспроводной высококачественной связи - Near Field Communication (NFS). Эта технология основана на физическом принципе взаимной индукции. Первые пилотные проекты были запущены в 2004-2005 годах в Японии, Европе и Северной Америке. В 2007 году запущены коммерческие NFC-проекты в Австрии и Германии.
Успешный опыт внедрения технологии NFC в ряде стран был перенят и представителями России. Для конечного пользователя технология будет выглядеть следующим образом: ему потребуется один раз прийти в офис продаж мобильного оператора, где в телефон вставят миниатюрный дополнительный модуль. После этого он сможет приложить телефон к валидатору точно так же, как обычную транспортную карту. Необходимая сумма будет списана со счета мобильника.
По словам докладчика, в настоящее время транспортные компании Казани полностью готовы к запуску NFC-технологии. Теперь дело за мобильными операторами, которые должны внедрить услугу в ближайшие месяцы. Первоначально услуга будет доступна пользователям сети «Билайн», а в дальнейшем - абонентам «МТС» и «Мегафон».
Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что возможность оплаты проезда с мобильного телефона необходимо реализовывать как можно скорее. Он также добавил, что NFS-модуля, против ожиданий специалистов, в новом iPhone не оказалось, так что в этой области Казань продвинулась дальше, чем «Apple».
Директор «Транспортной карты» также напомнил, что проект безналичной оплаты стартовал в мае 2007 года. Безналичной оплатой проезда на сегодняшний момент пользуются 73% пассажиров общественного транспорта. Одна карта позволяет оплачивать проезд на всех видах городского пассажирского транспорта – такого нет ни в одном другом российском городе.
По проникновению этой технологии Казань является одним из лидеров в России, опережая крупные города страны (Новосибирск - 31%, Екатеринбург – 29%, Самара – 32%.) и догоняя наиболее передовые европейские города (Лондон - 90%, Париж - 85%, Сеул – 95%).
В настоящее время обычными и льготными картами пользуются 360 тысяч человек. Ежемесячно они совершают до 10-12 млн. поездок, констатировал Р.Якупов. При этом по городу действует 645 точек пополнения карт, что является одним из самых высоких показателей по России.
«Транспортная карта - это новшество, которое реально облегчило жизнь казанцев, сделало ее удобнее. Когда я езжу на метро, то часто думаю о том, что без электронных транспортных карт нам пришлось бы тяжело. Можно представить, что бы произошло, если бы все пассажиры каждый день выстраивались в очередь за жетонами. Но к хорошему люди быстро привыкают, у большинства есть карты, и поэтому нужно совершенствовать систему безналичной оплаты проезда в городском транспорте дальше», - резюмировал градоначальник.