(KZN.RU, 27 сентября, Таисия Башаркина). В мае следующего года в Казани заработает новая схема общественного городского транспорта. В частности, будут скорректированы 7 действующих маршрутов и введены 3 новых. Кроме того, к этому времени на дороги должно выйти порядка 700 новых автобусов «МАЗ» и «НефАЗ» большой вместимости. Старые китайские автобусы будут почти вытеснены с городских улиц, причем малогабаритный «Hyundai County», вызывающий больше всего нареканий пассажиров, будет выведен из оборота полностью.
О старте нового цикла развития общественного транспорта проинформировал сегодня председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков в ходе транспортного штаба, который проходил под председательством Мэра Казани Ильсура Метшина.
Как сообщил А.Абдулхаков, в ноябре текущего года среди автотранспортных предприятий состоится конкурс на право обслуживать автобусные маршруты на ближайшие 5 лет. Таким образом, можно говорить о завершении одного цикла развития системы городского общественного транспорта (с 2007 по 2012 год) и переходе к следующему.
«Транспортная реформа 5-летней давности проходила очень тяжело, не говоря уже о том, что за каждым «ПАЗиком» и «ГАЗелью» тогда стояли представители криминальных структур и люди, близкие к власти. Спасибо тогдашнему руководству республики за то, что нас поддержали. Если бы не они, мы бы так и продолжали ездить на желтых «ГАЗелях», как 90% остальной России», - напомнил Ильсур Метшин. «На тот момент по соцопросам в тройку самых наболевших вопросов в сфере городского хозяйства входило транспортное обеспечение. Сейчас же этот же вопрос занимает 10-е место», - констатировал Мэр, отметив, что проблем в сфере общественного транспорта все равно хватает.
Новая транспортная схема, по словам А.Абдулхакова, включает в себя 73 маршрута на 1024 автобуса. «Никаких революционных изменений для населения новая схема не предусматривает», - подчеркнул он.
В связи с предстоящим завершением строительства транспортных развязок будут скорректированы 7 маршрутов (№5 «ЦУМ – ул.Халитова», №18 «Ул.Северополюсная – пер.Дуслык», №28 «ЦПКиО им.Горького – ул.Короленко (кольцевой)», №30 «Пер.Дуслык – станция Лагерная», №34 «Микрорайон «Солнечный город» – жилой массив Дербышки», №83 «Ж.д. вокзал – пр. Победы», №89 «ул. Ак.Сахарова – ул. Гудованцева).
Кроме того, с учетом просьб жителей появятся 3 новых маршрута: №7 «Ул.Ленинградская – Футбольный стадион», который обеспечит связь Авиастроительного и Ново-Савиновского районов с новым футбольным стадионом через улицы Фрунзе, Вахитова, Чистопольская. Также он пройдет по ул.Миля. Маршрут №65 соединит поселок Царицынский Бугор с ост. «Советская площадь». Маршрут №95 пройдет от МКДЦ через ул.Дубравная до ул.Завойского.
Обязательным условием участия в конкурсе для перевозчиков станет обновление не менее 50% подвижного состава. На практике этот порог будет перевыполнен: всего планируется заменить порядка 700 автобусов. Сегодня автотранспортными предприятиями заключены контракты на поставку 392 «МАЗов» и «НефАЗов» большой вместимости, 291 из которых уже вышли на городские улицы.
Ильсур Метшин также поручил разработать план-график замены автобусов средней вместимости «Hyundai County». Как сообщил председатель профильного комитета, в городе курсирует 136 таких мини-автобусов, они начинают свой маршрут в поселках и ездят в центре города. «Эти автобусы, также как и китайские, свое уже отслужили. Они вовремя выручили город, но теперь для нас это уже вчерашний день, а для других городов это манна небесная», - прокомментировал градоначальник.
Автобусы китайского производства будут практически вытеснены из Казани. Списанную технику в настоящее время охотно приобретают в Перми, Ульяновске, Кирове, Ижевске и других городах, которые по примеру столицы Татарстана решили избавиться от «ГАЗелей» и «ПАЗиков».
Одной из главных задач в сфере развития транспортного комплекса Ильсур Метшин считает формирование культуры общения с пассажирами у водителей и кондукторов городских автобусов. Примечательно, что среди жалоб на хамское отношение в городском транспорте лидируют именно красные автобусы, на троллейбусах и трамваях жалобы сопоставимы как 1 к 100.
Мэр Казани зачитал транспортникам жалобу, поступившую в Интернет-приемную от жительницы города Гузели Мухаметзяновой, которой пришлось 20 минут просидеть в автобусе на ост. «Молодежный центр» в ожидании, когда он, наконец, тронется. На возмущение пассажиров кондуктор отреагировал в грубой форме.
«И таких примеров очень много. Безусловно, транспортная реформа всех проблем не решила, мы поменяли парк, но отношение водителей и кондукторов к пассажирам оставляет желать лучшего. Казань - не железнодорожный хутор, это столица Республики Татарстан, а значит, хамское отношение должно искореняться», - подчеркнул глава города. «Нужно работать над этим. Для этого не нужны деньги, нужна ваша кропотливая работа», - обратился он к представителям АТП.
Глава города также остановился на проблеме несоблюдения графиков движения в позднее время суток.
«До того, как в республике была введена стопроцентная бюджетная компенсация стоимости проезда льготников, это еще можно было чем-то объяснить. Сегодня этих оправданий нет. Вы должны четко выполнять взятые на себя обязательства по обслуживанию маршрутов. Тем более, что есть возможность контролировать движение автобусов по спутниковым маячкам», - поручил И.Метшин.