В Московском районе
после капитального ремонта здания малышей с особенностями начал принимать
детский сад №149 компенсирующего вида. Ранее он находился в поселке Левченко,
однако из-за отдаленности и по просьбам родителей учреждение объединили с
детским садом №231, который располагается на улице Восстания. Сегодня мэр
Ильсур Метшин побывал в этом учреждении – одном из первых детсадов компенсирующего
профиля в городе, а также в школе №65, которая является лидером по организации
инклюзивного учебного процесса в столице РТ.
«Инклюзивное образование для Казани является одним из
важнейших направлений. В городе более двух тысяч детей с особенностями. Кто-то
из них ходит в детские сады, кто-то – в школы. Мы сосредоточены на том, чтобы
создать для них особенные условия. Для этого проводился капитальный ремонт
помещений. В каждом детском саду и школе Казани должны быть созданы условия для
особенных детей. Впервые мы закупили оборудование в дошкольные учреждения на 14
миллионов рублей», – подчеркнул важность сферы инклюзии Ильсур Метшин.
В 53 школах и 64 детских садах Казани созданы специальные
условия для обучения и воспитания детей с особенными потребностями. Вопросам
инклюзии уделяется повышенное внимание – только за год в восьми
общеобразовательных учреждениях города отремонтировали 54 кабинета для занятий
и отдыха детей с ОВЗ. На сумму более 24 млн рублей обновили сенсорные комнаты,
кабинеты психолога и логопеда, классы. А для дошкольных учреждений впервые
закупили оборудование на 14 млн рублей.
Для детей с ОВЗ в школах открывают специализированные
классы, а в детских садах действуют развивающие группы. Всего в городе
комфортные условия для обучения и воспитания ребят с ОВЗ созданы в 53
общеобразовательных и 64 дошкольных учреждениях. В детских садах открыто 125 групп
для почти одной тысячи детей по разным нозологиям.
«По обращениям родителей, из-за неудобной локации, было
найдено более близкое к городу помещение на улице Восстания. Мы его капитально
отремонтировали, оснастили всем необходимым оборудованием», – напомнил мэр
причину реконструкции учреждения.
В детском саду действует пять групп, в каждой из них по
десять детей с интеллектуальной недостаточностью или сложно сочетанными
дефектами. Для развития ребят есть две сенсорные комнаты – одна «релакс», а
другая «динамика». Как рассказала заведующая детским садом Ольга Кузнецова, такие комнаты важны для стабилизации
психоэмоционального состояния детей.
«После ремонта у нас появился кабинет сенсорной интеграции –
это комната активного поведения ребенка, где он начинает ощущать свое тело,
учится владеть своими действиями. А сенсорная комната «релакс» необходима для
психологической разгрузки, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть,
переключиться и успокоиться. Для наших детей это очень важно, так как они не
всегда бывают спокойными», – рассказала она.
В кабинете психологов-дефектологов расположены интерактивные
панели российского производителя. Они оснащены программами, позволяющими
педагогам проводить занятия не только с помощью бумажных карточек, но и через
гаджеты. «Перед ребенком ставятся задачи, например, выбрать предмет,
соответствующий определенным двум каким-то качеством. Кислая – желтая, сладкая
– зеленая. И ребенок с этими задачами справляется», – рассказывает о процессе
обучения Ольга Кузнецова.
Групповые занятия проходят как с педагогами-дефектологами,
которые ведут работу по развитию речи, так и с воспитателями, занимающимися
социализацией ребят, – для них важно рисование, лепка и музыка. Так, в
музыкальном зале имеется интерактивный пол. «Мы привыкли работать в
вертикальном положении, с досками и экранами. Интерактивный пол позволяет нам
переключиться на горизонтальное расположение, таким образом задействованы ноги
ребенка и все тело», – пояснила заведующая. Работают с детьми 16 педагогов,
стаж каждого, как правило, от 10 до 40 лет.
Капитальный ремонт детского сада начался в мае 2022 года, в
течение этого времени были выполнены работы по усилению несущих конструкций,
ремонту и утеплению фасада, замене инженерных сетей и окон. Отремонтирована кровля,
установлены теневые навесы и оборудованы наружные эвакуационные выходы.
Специалисты провели внутренние отделочные работы и благоустройство территории.
«Дети могут развивать все свои способности, родители рады
этому, они видят результаты работы профессиональной команды. И после этого
детского сада есть возможность идти в школу. Такая школа расположена совсем
недалеко. Она у нас тоже является одним из таких лидеров в инклюзивном образовании»,
– отметил глава города.
Речь идет о школе №65, которая расположена на улице Усманова
Московского района. В 2023 году в ней провели ремонт пяти инклюзивных классов
на 1,9 млн руб. На сегодня в учреждении обучаются 576 учеников, 50 из них имеют
расстройства аутистического спектра, задержку психического развития или
нарушения опорно-двигательного аппарата. Благодаря ремонту в образовательной
организации появился целый блок с помещениями для учебы и занятий ребят с
особенными потребностями, в их числе – игровая комната, ресурсные классы,
пространства для работы с дефектологом, логопедом и психологом. «Так мало, но
такой результат», – отметил Ильсур Метшин.
Открытие новых специальных классов в школе было необходимо,
так как с 2017 года число учеников с особенными потребностями выросло в
несколько раз: если тогда в одной параллели насчитывалось 1–2 ребят с ОВЗ, то
сейчас таковых девять человек. Для них сейчас в школе открыты 16 инклюзивных
классов. Кроме того, для дошкольников открыта группа, обучаясь в которой
будущие первоклассники привыкают к занятиям.
Ильсур Метшин побывал в сенсорной комнате, которая была
обновлена на средства гранта, выигранного в конкурсе «Лапа дружбы». Как
рассказала директор учреждения Жанетта
Соркина, в комнате появились сухой бассейн, светозвуковое оборудование,
мягкие и тактильные модули – такое оснащение помогает детям развивать зрение,
осязание, слух, обоняние и вестибулярный аппарат.
Также мэру показали абсолютно новый блок, где ранее
находились неиспользуемые пространства. В помещениях сделали ремонт и полностью
их оснастили. В частности, градоначальник посетил кабинет педагога-психолога,
где проходило индивидуальное занятие – ребенок занимался с песком на
специальном оборудовании, совмещенном с мультимедийной программой. Подобная
новая современная техника есть и в кабинете логопеда.
В другом помещении – кабинете учителя-дефектолога – мэра
встретили волонтеры сообщества «Самостоятельные дети», которые проводили
арт-терапию со стеклянными мольбертами. Такие занятия помогают ребятам наладить
контакт со сверстниками и тьюторами, развивать моторику и мышление. «Казалось
бы, такое простое, но полезное решение», – обратил внимание Ильсур Метшин.
Рисуют дети и на бумаге, в том числе памятные открытки, мэр взял одну из них
себе.
Обновили в школе и ресурсные кабинеты, где ребята могут отдохнуть,
доделать задания или просто отвлечься. Во время визита мэра в помещении
занимались двое ребят – градоначальник пожелал им успехов. Развлечения для
детей предусмотрены в игровых комнатах, где есть сухие бассейны, настенные
бизиборды, мягкие тоннели и другие игрушки.
Оборудование и инвентарь в школу закупают регулярно
благодаря победам в грантовых конкурсах. Так, в 2023 году учреждение признали
лучшей инклюзивной школой Казани. Кроме того, общеобразовательная организация
является федеральной пилотной площадкой Благотворительного фонда «Образ жизни»
по реализации проекта «Школа позитивных привычек».
В учреждении комплексно подходят к решению вопросов инклюзии
– в марте 2023-го в школе открылась консультационная служба «Вектор развития»,
в следующем месяце она заработает вновь. Специалисты оказывают психологическую,
методическую и консультативную помощь, информируют родителей в вопросах
воспитания и социализации ребенка. Помощь получают как мамы и папы детей, так и
те, кто желает принять на воспитание в свои семьи ребят, оставшихся без
попечения. Всего за время работы службы специалисты оказали 10 тысяч подобных
услуг.
Напомним, в 2019 году в школе №65 отремонтировали пищеблок и
спортзал, в 2021 году обустроили спортивную площадку для мини-футбола, а в 2022
– заменили ограждение.
Всего в прошлом году ремонт провели в 17 школах, в 2024-м
планируется обновить шесть общеобразовательных учреждений, 17 пищеблоков, а
также три детских сада. Кроме того, будет построено три школы в ЖК «Весна», в
микрорайоне М14, по ул.Родины.
Диляра Гафурова, Юлия Летникова