(Город Казань KZN.RU, 25
августа). На Аллее Славы по ул.Петербургской в Казани установили
отреставрированные троллейбусы МТБ-82 и ЗиУ-5. Музей трамваев под открытым
небом пополнился двумя новыми экспонатами в честь 75-летия открытия
троллейбусного движения в городе. Ознакомился с ними Мэр столицы РТ Ильсур
Метшин.
Один из экспонатов долгие годы простаивал на
заброшенном дачном участке
Два новых экспоната на
Алее Славы по ул.Петербургской в Казани – это отреставрированы силами МУП
«Метроэлектротранс» троллейбусы МТБ-82 и ЗиУ-5. Как рассказал накануне Мэру Казани
Ильсуру Метшину гендиректор предприятия Айдар Абдулхаков, МТБ-82 привезли в
Казань из Оренбурга, где машина простаивала на заброшенном дачном участке. Удалось
договориться с хозяевами и доставить ее в столицу РТ. Именно с этой модели
началось троллейбусное движение в городе - подобных троллейбусов на всю страну
осталось считанные единицы.
ЗИУ-5 привезли из
ростовского трамвайного депо. Как и предыдущий экспонат, он долгие годы
находился в простое, поэтому оба троллейбуса нуждались в серьезном
восстановлении.
Реставрация
продолжалась с декабря по июнь. В результате полностью воссозданы пассажирский
салон и водительская кабина, установлены сидения и поручни, заменены полы и
потолки. Отлиты и оборудованы стекла, отремонтированы двери, обновлены
отдельные части кузова, восстановлены эмблемы.
Не осталось без
внимания и техническое оснащение. По возможности использовались оригинальные
детали. Некоторые прибыли по заказу (например, из Кирова, Санкт-Петербурга и
Москвы), другие создавались самостоятельно по имеющимся эскизам. В завершение
ретротроллейбусы покрыли свежей краской.
Для установки
троллейбусов на Аллее Славы подготовили специальные бетонные площадки. Здесь
провели субботник, облагородили территорию и посадили цветы, после чего Музей
трамваев под открытым небом пополнился новыми экспонатами. Рядом с ними
появились соответствующие таблички с историей и характеристиками моделей. Сами
экспонаты теперь подсвечиваются в ночное время.
Ильсур Метшин
ознакомился с каждым из отреставрированных экспонатов. Глава города осмотрел
пассажирские салоны и водительскую кабинку. Алею Славы, которая сегодня стала
одной из точек посещения туристами и самими казанцами, было поручено расширить
новыми экспонатами.
Аллея Славы была
открыта в 2010 году. Здесь выставлены четыре трамвайных ретровагона: моторный
вагон серии Х, на котором работал Герой Советского Союза Иван Кабушкин,
бельгийский вагон конки (использовались в 1875-1900 гг.), двухосный моторный
вагон Nivelles (1899-1935 гг.), вагон РВЗ-6 (1962-2009 гг.).
МТБ-82 как первопроходец троллейбусного движения в
Казани
Новые экспонаты
появились на Алее Славы в четь 75-летия троллейбусного движения в Казани. 3
февраля 1948 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин лично
завизировал Постановление об организации троллейбусного движения в столице
ТАССР. В апреле того же года Исполком Казанского городского совета депутатов
трудящихся принял решение, согласно которому на базе трамвайного депо №3 был
открыт трамвайно-троллейбусный парк №3.
Первое троллейбусное
сообщение в Казани открылось 27 ноября 1948 года. На маршруте №1 от площади
Куйбышева (ныне площадь Тукая) до поселка Караваево протяженностью 11 км запустили восемь троллейбусов
МТБ-82. Их разработкой и выпуском занимался завод № 82 Народного комиссариата
авиационной промышленности в подмосковном Тушино.
«МТБ» расшифровывается как
«московский троллейбус». Он вмещает до 65 пассажиров. Такая модель
использовалась в Казани с 1948 по 1974 годы на шести маршрутах общей
протяженностью более 73 км. Всего эксплуатировалось 124 машины. К середине 70-х
гг. МТБ-82 стали исчезать с улиц советских городов.
В начале 60-х гг. на
замену МТБ-82 стал приходить ЗиУ-5, который производился на заводе им.Урицкого
в Энгельсе. Первые троллейбусы этой модели Казань получила в 1961 году, в свой
первый рейс они отправились 8 сентября того же года. До 1983 года на девяти городских
троллейбусных маршрутах общей протяженностью 124 км эксплуатировалось 274 таких
машины. Каждая вмещала до 122 пассажиров (с учетом и сидячих, и стоячих мест).
К 1970 году
протяженность троллейбусных линий достигла 100 км, а годовой пассажирооборот –
70 млн человек. На следующий год было построено троллейбусное депо №1 на 100
машин. А еще спустя год Казань получила новые троллейбусы ЗиУ-9.
В год 50-летия
троллейбусного движения в столице РТ протяженность линий составила 157,6 км, а длина
15 маршрутов достигла почти 300 км.
Напомним, сегодня на
балансе МУП «Метроэлектротранс» находятся 106 трамвайных вагонов и 183
троллейбуса. Весь подвижный состав эксплуатируется на девяти трамвайных и 10
троллейбусных маршрутах общей протяженностью более 496 км.
За семь месяцев этого
года пассажиропоток наземного городского электротранспорта достиг 23 млн
человек. Из них 14 млн перевезли троллейбусы.
В ближайшее время в
Казани появятся 25 новых троллейбусов. Среди преимуществ электротранспорта –
экологичность, высокая маневренность и плавность хода. Помощь в приобретении
новых троллейбусов оказали Раис Татарстана Рустам Минниханов и Мэр города
Ильсур Метшин.