По количеству «электронных кошельков» Казань должна догнать города Западной Европы.
(KZN.RU, 6 июня, Ренат Ширманов). В Казани необходимо и дальше развивать систему безналичного расчета в общественном транспорте. Подобная практика давно существует во всех развитых городах Европы и мира, поэтому распространение электронных карт должно стать неотъемлемой частью модернизации транспортной системы столицы Татарстана. Об этом заявил сегодня Мэр Казани Ильсур Метшин на аппаратном совещании в Исполкоме города.
Как известно, в рамках подготовки к проведению Универсиады 2013 года, руководство Татарстана и Казани уделяет большое внимание развитию транспортной инфраструктуры города. В городе ведется строительство развязок, пешеходных переходов, а также развитие безналичной системы оплаты в общественном транспорте и внедрение автоматической системы управления дорожным движением.
Систему безналичной оплаты проезда начали внедрять в Казани в 2007 году. Проект «Транспортная карта» достаточно масштабный, поэтому его реализация осуществлялась поэтапно. Изначально на безналичную систему были переведены граждане, пользующиеся льготами при проезде. Сегодня в Казани из 359 тыс. граждан, имеющих право на льготный проезд, более 210 тыс. получили льготные транспортные карты, и 132 тысячи ежемесячно их пополняют, сообщил председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков.
«На втором этапе мы распространили систему безналичной оплаты проезда среди всех пассажиров. Для этого с апреля 2009 года пассажирам были предложены 11 тарифных планов электронных проездных билетов на календарный месяц. В сентябре 2009 года введен наиболее популярный ныне тариф «электронный кошелек». Оплачивать проезд с его помощью так же просто, как пополнять баланс сотового телефона. Данный тариф позволяет оплачивать проезд на всех видах городского транспорта без ограничения срока действия. На счет можно положить любую сумму, которая останется на карточке до тех пор, пока не будет полностью израсходована», - сказал А.Абдулхаков.
По его словам, из-за мирового финансового кризиса к массовому внедрению транспортных карт удалось приступить лишь в конце 2010 года. Одним из важных факторов, способствовавших переходу на безналичную систему оплаты, стало введение с 10 декабря прошлого года дифференцированных тарифов на городской пассажирский транспорт. Например, стоимость проезда в автобусе за наличный расчет составляет 18 руб., а по электронному проездному билету – 16.
«К сожалению, на начальном этапе нам не удалось избежать накладок, свойственных проектам такого масштаба. В декабре прошлого года увеличилось количество обращений от жителей города в Интернет-приемную Мэра, Комитет по транспорту, горячую линию, которые в основном были связаны с недостаточно надежной работой платежных терминалов «Элекснет» и отсутствием достаточного количества пунктов пополнения транспортных карт. Все замечания были устранены специалистами в течение двух недель», - отметил председатель Комитате по транспорту. На вопрос градоначальника о том, сколько жалоб поступает на горячую линию комитета сейчас, Айдар Абдулхаков отметил, что система развивается и на данный момент поступает не более трех жалоб в неделю.
В настоящее время по безналичной системе в Казани оплачивают проезд более 341 тысячи человек, что составляет более 76% всех пользующихся общественным транспортом. При этом число пассажиров, оплачивающих проезд за безналичный расчет, ежедневно растет на 300 человек.
Стоит отметить, что этот показатель - самый высокий среди всех городов России, где есть возможность безналичной оплаты проезда. К примеру, в Самаре по транспортной карте проезд оплачивают лишь 32% пассажиров, в Новосибирске – 31%, в Екатеринбурге – 29%, в Челябинске – 21%. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже из-за достаточно большого количества коммерческих маршрутов.
Городом с наибольшей долей оплаты проезда по безналичной системе является Сеул - 95% всех пассажиров. В крупных европейских городах данный показатель достигает 80 – 90% .
«Конечно, стопроцентного охвата пассажиров достичь не удастся – в Казани всегда будут туристы и гости столицы Татарстана. Высокие показатели по сравнению с другими российскими городами - не повод для спокойствия. К концу года мы должны достичь уровня развитых европейских городов. Это современный подход к оплате проезда. Более того, транспортная карта позволяет нам уйти от «серого нала», вести четкий учет пассажиропотока, придерживаться установленных норм налогообложения и многое другое. Вообще транспортная карта – это элемент цивилизации. Развитие общественного транспорта в Казани – одна из наших важнейших задач. Он должен быть безопасным, комфортным и доступным. Безналичная оплата проезда является одним из пунктов успешной модернизации транспортной системы в городе», - заявил Ильсур Метшин.
Председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков заверил Мэра в том, что дальнейшие пути развития системы безналичного расчета в Казни уже намечены. К 2012 году общее количество пунктов пополнения транспортных карт достигнет 524 единиц, что облегчит горожанам процедуру пополнения баланса транспортной карты. Дальнейшее развитие безналичной системы также связывается с возможностью оплаты проезда в общественном транспорте при помощи мобильного телефона, когда вместо карты достаточно будет преподнести к валидатору мобильный телефон. Роль электронного кошелька в данном случае бут выполнять обычная сим-карта. «Сейчас прорабатываются технические условия и ведутся переговоры с крупными операторами сотовой связи. Это станет возможно к 2015 году. До конца года мы планируем ввести пополнение счета транспортной карты с помощью смс-сообщений», - заявил Айдар Абдулхаков.
Также рассматриваются варианты совмещения транспортной карты с электронной картой школьника и другими подобными услугами. «Технические возможности позволяют совместить в одной электронной карте до 16 предоставляемых услуг. Это возможно на стадии производства карт», - пояснил председатель Комитета по транспорту.
«Безналичную систему оплаты проезда развивать необходимо. Однако при этом необходимо уделять большое внимание культуре обслуживания наших горожан. Пока по этому вопросу поступают нарекания со стороны пассажиров. Такого быть не должно», - резюмировал Ильсур Метшин.