В проекте бюджета на 2009 год были заложены следующие характеристики: общий объем доходов 10,693 млрд. рублей, расходов - 11,555 млрд. рублей. Бюджет сверстан с дефицитом 861,545 млн. рублей. На 2010 год доходы запланированы в размере 11,663 млн. рублей, на 2011-й - 12,936 млн. рублей. Расходы на 2010 год предусмотрены в объеме 11,664 млрд. рублей, на 2011-й - 12,937 млрд. рублей. Как сообщил на заседании начальник финансового управления исполкома Айрат Гарипов, впервые с 2009 года бюджет Казани формируется на три года (очередной финансовый год и плановый период). Бюджет сохраняет свою социальную направленность, причем максимальные ассигнования пойдут на сферу образования.
Проект бюджета сформирован на основе прогноза социально-экономического развития на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. С его параметрами, а также с итогами за девять месяцев этого года и ожидаемыми результатами по 2008 году выступил председатель комитета экономического развития исполкома Казани Азат Шарапов. По его словам, анализ достигнутых результатов за первые девять месяцев этого года позволяет сделать вывод, что Казань по итогам года выйдет на запланированные показатели.
Индекс промышленного производства за девять месяцев составил к соответствующему периоду 2007 года 113,4%. По оценке, в 2008 году объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составит 123,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 108%.
Азат Шарапов предполагает, что в предстоящие три года развитие промышленного сектора будет происходить прежде всего за счет развития обрабатывающих производств. Прогнозируется, что объем отгруженной продукции в 2009 году составит 144,8 млрд. рублей, в 2010 году - 168 млрд. рублей, в 2011 году - 195 млрд. рублей.
Объем строительных работ в январе-сентябре составил 39,7 млрд. рублей, или 121% к аналогичному периоду 2007 года. В 2008 году ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования должен составить 900 тыс. кв. метров, прогнозируемый ввод жилья в 2009-2011 годах составит по 750 тыс. кв. метров ежегодно. То есть предполагается реальное уменьшение объемов жилищного строительства в городе.
В январе-августе 2008 года на развитие экономики и социальной сферы города привлечено инвестиций в основной капитал в сумме 50,3 млрд. рублей, что на 4,6% больше показателей за тот же период 2007 года. В 2008 году объем инвестиций в основной капитал оценочно составит 105,8 млрд. рублей, в 2009 году - 118,3 млрд. рублей, в 2010 году - 143,6 млрд. рублей, в 2011 году - 178,6 млрд. рублей.
На капитальный ремонт многоквартирного жилья в 2008 году выделено из бюджета 1,1 млрд. рублей, в 2009 году эта сумма удвоится, сообщил Азат Шарапов.
По итогам 2008 года уровень заработной платы по городу составит 16,9 тыс. рублей. С учетом инфляции реальные денежные доходы населения в текущем году увеличатся на 15,5%. Прогнозируется, что за три года среднемесячная зарплата должна увеличиться в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом и составит в 2009 году 21 тыс. рублей, в 2010 году - 24,9 тыс. рублей, в 2011 году - более 29,4 тыс. рублей.
Достигнутые результаты позволили Азату Шарапову высказать предположение, что темпы экономического роста сохранятся выше, чем среднероссийские, а "влияние мирового финансового кризиса на Казань будет значительно сглажено".
Ильсур Метшин с некоторым сомнением переспросил докладчика, действительно ли он настаивает на росте промышленного производства в 2009 году на уровне 106%. Азат Шарапов сослался на то, что "прогноз основан на существующих показателях". Поскольку ожидать от чиновника демонстрации дара предвидения, на который оказались не способны мировые светила экономической мысли, было бесполезно, Ильсур Метшин решил очертить перспективы хотя бы концептуально. "По доходам мы должны быть оптимистично-пессимистичны, а по расходам - пессимистичны, - заявил он. - Чудо должно быть, но мы должны готовиться жить без чуда".
Эта позиция нашла свое отражение в проекте бюджета. Так, весомая часть расходных статей будет финансироваться только за счет дополнительных доходов. В частности, это капитальное строительство и реконструкция городских объектов, капремонт объектов социально-культурной сферы, проведение общегородских мероприятий, разработка проектов планировок территорий, реализация городских целевых программ. К слову сказать, из 22 программ, финансировавшихся в 2008 году, на будущий год переходят только три: программа по сохранению, изучению и развитию языков, программа реформирования системы управления муниципальными финансами и внесенная вдогонку программа развития малого предпринимательства.
Депутаты, не надеясь на поступление допдоходов, попытались внести в расходную часть необходимые, на их взгляд, коррективы. По словам Тамары Пашковой, "даже пусть в счет дефицита бюджета". Так, она настаивала на сохранении программы профилактики наркотизации населения. Николай Рыбушкин просил на муниципальную милицию "хотя бы четыре миллиона".
Впрочем, оказалось, что "заначка" в городском бюджете появится со значительной долей вероятности. Председатель комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам и сборам Владимир Жданов сообщил, что поступления от земельного налога могут вырасти за счет присоединенных к Казани земель соседних районов, а также от граждан в связи с ближайшим окончанием межевания участков под многоквартирными домами.
Всего депутаты предложили 23 поправки, из которых были приняты только две, связанные с неожиданной отменой предполагавшегося перехода на отраслевую систему оплаты труда. Поскольку введение новации отодвинулось на год, до 1 января 2010 года, работникам амбулаторно-поликлинической службы и директорам общеобразовательных учреждений вернули стимулирующие надбавки к зарплате.
"Время и деньги", Нина Агаева