(Город Казань KZN.RU, 29 октября, Альберт Муртазин). Важнейшим направлением деятельности городских служб остается приоритетное развитие общественного транспорта с учетом лучших зарубежных практик. Такое мнение выразил сегодня в ходе XXXVII сессии Казанской городской Думы Мэр Казани Ильсур Метшин.
Как напомнил в своем докладе председатель Комитета по транспорту Исполкома Казани Айдар Абдулхаков, в период подготовки к проведению Универсиады в транспортную отрасль были направлены беспрецедентные капиталовложения. Построено 11 транспортных развязок, 26 пешеходных переходов, отремонтировано 63 улицы, открыто 3 новые станции метрополитена, открыт новый кольцевой трамвайный маршрут и значительно обновлен парк автобусов.
По словам Айдара Абдулхакова, приоритетное внимание уделяется повышению безопасности пассажирских перевозок, вопросам повышения качества и культуры обслуживания. Он напомнил, что городской транспорт Казани ежедневно в будние дни перевозит более 820 тысяч пассажиров. 73% перевозок осуществляют автобусы, на долю трамваев приходится 7,3%, троллейбусов - 7,7%, а метрополитена - 12%. «С начала прошлого года автобусный парк обновлен почти на 60%. На смену китайским автобусам закуплены 524 низкопольных автобуса нового образца. Общая вместимость автобусного парка выросла с 77 до 86 тысяч пассажиров», - сообщил председатель Комитета по транспорту.
А.Абдулхаков отметил, что ни один крупный город России сегодня не может сравниться с Казанью по темпам обновления подвижного состава, особенно автобусного парка. «Максимальный возраст подвижного состава в городе не превышает 6 лет. 96% автобусного парка, 65% парка троллейбусов и 37% трамваев являются низкопольными, обеспечивающими доступность пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями. Этот показатель значительно выше, чем в других городах России», - сообщил председатель комитета.
Дальнейшее обновление автобусного парка будет осуществляться за счет закупки экологически чистых автобусов на газомоторном топливе. Поступление первой партии таких автобусов планируется в июне следующего года. Всего до 2018 года автобусными предприятиями города планируется приобрести 409 автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Председатель Комитета по транспорту также напомнил, что по многочисленным просьбам жителей работа казанского метрополитена была продлена до полуночи, до 23.00 продлена работа самого популярного в городе трамвайного маршрута №5 и трех троллейбусных маршрутов (№№1, 3 и 8), которые вместе охватывают значительную часть города.
По его словам, большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий. Весь городской транспорт Казани работает под контролем автоматизированной системы диспетчерского управления, которая позволяет контролировать выполнение рейсов, их регулярность и скоростной режим. Айдар Абдулхаков сообщил, что процент выполнения рейсов в этом году составил 89% от планового. Он пояснил, что рейс считается выполненным, если отклонение от графика составляет не более 5 минут. Основными причинами невыполнения рейсов является недостаток кадров и заторы на дорогах.
На 188 остановках города установлены информационные табло, в режиме реального времени сообщающие информацию о точном времени прибытия транспорта. В рамках республиканской программы «Доступная среда» до конца года планируется установка еще 34 информационных табло для слабослышащих. Показатель оборудования остановок информационными табло является самым высоким по России.
Кроме того, следить за приближением автобусов в режиме реального времени казанцы могут, используя мобильные приложения. В марте текущего года совместно с компанией «Яндекс» в городе было запущено приложение Яндекс.Транспорт, в котором отображаются 100% подвижного состава города. Аналогичный сервис продолжает работать на муниципальном транспортном портале kazantransport.ru
Как напомнил А.Абдулхаков, в Казани активно используется автоматизированная система оплаты проезда. По его словам, более 78% пассажиров оплачивают проезд по безналичной системе, используя транспортные карты. По этому показателю столица Татарстана приближается к европейским столицам. В Казани представлена самая широкая в стране сеть пополнения транспортных карт. Кроме того, введена возможность оплаты проезда с помощью мобильного телефона. Это первый подобный проект в стране с участием 4 крупнейших операторов связи. Также реализованы проекты по возможности оплаты проезда транспортной картой на пригородных электричках и в 4 городах РТ: Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске.
В Казани реализуется проект Автоматизированной системы управления дорожным движением с применением адаптивных методов управления. Эта система позволяет осуществлять рациональное распределение транспортных потоков в зависимости от их интенсивности. Сегодня к системе подключены 48 перекрестков и 7 транспортных развязок города, что позволило увеличить пропускную способность улиц на 15-20%, а среднюю скорость движения транспорта на 25%. Благодаря совмещению АСУДД с диспетчерской системой управления автобусами удалось обеспечить приоритетный пропуск автобусов на 5 маршрутах на перекрестках со светофорным регулированием. Кроме того, для облегчения проезда автобусов и троллейбусов в Казани используются выделенные полосы на 46 улицах, сообщил председатель профильного комитета.
В столице Татарстана ведется разработка Комплексной схемы организации дорожного движения. Завершение работ по внедрению схемы планируется на конец I квартала 2015 года. Айдар Абдулхаков напомнил, что в рамках КСОД реализуется пилотный проект создания единого парковочного пространства города, в который войдут 27 участков в центральной части столицы с общим количеством 1250 машиномест. Ввод данного проекта планируется с апреля следующего года.
«В результате проделанной работы уровень развития городского пассажирского транспорта Казани получил высокую оценку специалистов и экспертов транспортной отрасли. Наш город посетили уже более 50 делегаций разных городов», - отметил А.Абдулхаков.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров также отметил высокие темпы развития транспортного комплекса Казани. «Одним из наиболее перспективных и социально значимых проектов нам видится организация кольцевого движения по железнодорожной ветке вокруг Казани, которая будет охватывать большую зону пригорода, железнодорожные вокзалы и крупные пересадочные узлы с метрополитеном», - сказал А.Егоров.
«Мы твердо можем сказать, что наша транспортная система - одна из самых совершенных, это оценка, которая дается специалистами, Министерством транспорта России. Но нельзя говорить, что сделано все и нет никаких нареканий. Мы должны продолжать развивать общественный транспорт, делать его приоритетным и перенимать самый передовой зарубежный опыт», - подчеркнул Мэр Казани Ильсур Метшин. «В миллионном мегаполисе вопрос дорожно-транспортной сети является одним из основных, и его нельзя упускать из поля зрения ни на один день», - выразил мнение глава города.
Ильсур Метшин также напомнил, что Правительством РФ было принято постановление о переводе не менее 50% общественного транспорта страны на газомоторное топливо. «Газомоторные двигатели – это приоритет завтрашнего дня. Безусловно, это требует больших инфраструктурных вложений, но это завтрашний день, и поэтому мы должны решать эту задачу ускоренными темпами», - заявил градоначальник. Он напомнил, что в своем послании Госсовету Татарстана Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что для успешного экономического развития важно опережающее развитие транспортной инфраструктуры, и поэтому для Казани данная сфера является приоритетной.
В результате обсуждения депутаты Казгордумы пришли к выводу, что Исполнительный комитет Казани принимает все необходимые меры для улучшения транспортного обслуживания населения и поручили продолжить эту работу. Согласно решению депутатов, приоритетными направлениями станут развитие транспортной инфраструктуры и общественного транспорта, повышение качества и культуры транспортного обслуживания населения, разработка и утверждение Комплексной схемы организации дорожного движения, а также создание в столице РТ единого парковочного пространства.