(Город Казань KZN.RU, 3 октября, Аделя Галиева). В Казани должна быть разработана концепция развития системы дополнительного образования детей, которая станет вектором в работе городских властей. Такое поручение дал сегодня на XXXVI сессии Казгордумы Мэр Казани Ильсур Метшин.
Как отметила начальник Управления культуры Исполкома Казани Айгуль Горнышева, дополнительное образование детей играет важную роль в социально-экономической политике города Казани. По ее словам, это является значимым условием успешности ребенка.
Как напомнила Айгуль Горнышева, в настоящее время в городе сложилась двухуровневая структура дополнительного образования: блоки дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях города и учреждения дополнительного образования детей. Муниципальная сеть учреждений дополнительного образования детей состоит из 53 учреждений, подведомственных Управлению образования, 31 учреждения Комитета физической культуры и спорта и 25 учреждений Управления культуры.
Согласно данным, предоставленным докладчиком, 35580 (35%) школьников осваивают программы дополнительного образования детей в кружках и секциях в общеобразовательных школах. Причем большинство школьников отдают предпочтение художественно-эстетическому и спортивному направлениям. Учреждения дополнительного образования детей предоставляют свои услуги на бесплатной основе.
«Система дополнительного образования Казани отличается многовариативностью», - подчеркнула начальник Управления культуры. Так, значительное место в системе дополнительного образования занимает детское техническое творчество, которое развивается по шести направлениям: научно-техническое моделирование, судомоделирование, автомоделирование, картинг, авиамоделирование, робототехника. Распространение получают новые направления, например, такие как 3Д-моделирование.
В Казани также развивается эколого-биологическое дополнительное образование, основу для которого составляют 237 объединений эколого-биологической направленности, охватывающие 3443 школьника. Как особо отметила Айгуль Горнышева, за последний год призерами и победителями Всероссийской олимпиады по экологии стали 11 татарстанских ребят.
Туристско-краеведческую образовательную деятельность в городе осуществляют 4 профильных центра детского и юношеского туризма и экскурсий. По данному направлению дети занимаются и в каникулярный период в палаточных лагерях.
«Одно из важнейших мест в сфере дополнительного образования детей занимает физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт. 31 детско-юношеская спортивная школа ведет образовательную деятельность по 35 видам спорта. В настоящее время в них занимается порядка 19,5 тысячи детей и подростков», - сообщила докладчик. «Большим подспорьем здесь стало открытие базовых спортплощадок», - подчеркнула Айгуль Горнышева.
Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования детей было и остается художественно-эстетическое направление. На сегодня в Казани функционируют 53 школы искусств. «Каждый третий ребенок в возрасте от 6 до 15 лет учится в музыкальной или художественной школе нашего города», - подчеркнула Айгуль Горнышева. Талантливые ребята задействованы в городских проектах, таких как «Литературные дворики».
С каждым годом отмечается рост количества детей – активных участников конкурсов и соревнований различного уровня. Так, в 2013/2014 учебном году в конкурсное движение были вовлечены 23% учащихся школ творчества.
В учреждениях дополнительного образования действуют программы для разных групп детей: одаренных детей с проблемами развития, детей «группы риска». Для организации непрерывной работы с одаренными детьми функционирует Муниципальное учреждение дополнительного образования «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей». К тому же ежегодно 30 учащихся детских школ искусств получают стипендию Мэра Казани.
«На базе ряда учреждений работают клубы по интересам для 500 детей с ограниченными возможностями здоровья», - проинформировала докладчик. Кроме того, по ее словам, у учреждений дополнительного образования детей налажены тесные связи со специализированными школами и интернатами.
Вместе с тем Айгуль Горнышева отметила также ряд задач, которые необходимо решать в системе дополнительного образования: к примеру, в большинстве зданий учреждений необходим капремонт. Как подчеркнула руководитель профильного ведомства, многое в развитие системы допобразования привнесла Универсиада, благодаря которой был проведен ремонт многих зданий города, однако этого оказалось недостаточно. «Капремонта требуют 16 из 25 зданий в этой сфере. Большинство из них построены более 30 лет назад, 8 из них существуют более 50 лет», - обозначила масштабы проблемы докладчик.
Также, по словам начальника Управления культуры, система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре. «Требуется обновление музыкальных инструментов, износ которых составляет более 70%», - сообщила Айгуль Горнышева. По ее словам, необходимы финансовые средства для учреждений дополнительного образования детей на приобретение музыкальных инструментов и на техническое оснащение в сумме порядка 100 млн.рублей.
Еще один проблемный вопрос - величина заработной платы педагогических работников системы допобразования. Сегодня в городе трудятся 2945 педагогов дополнительного образования, 615 тренеров в спортивных школах. Средняя заработная плата педагогов дополнительного образования системы Управления образования составляет 15227 рублей, системы Управления культуры – 16974 рубля, тренеров-преподавателей – 17 тысяч рублей.
При этом уровень заработной платы работников, задействованных в системе дополнительного образования детей ниже, чем в системе общего образования. «Так, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 27660 рублей, общеобразовательных учреждений – 30983 рубля», - привела для сравнения цифры Айгуль Горнышева.
По мнению выступающей, одной из мер по обеспечению достойной заработной платы работников допобразования и создания стимулов для работы в этой сфере может стать введение системы грантовых конкурсов для педагогов дополнительного образования.
«Трудно переоценить ту роль, которую играет система дополнительного образования в становлении наших детей и в раскрытии их талантов. Мы должны действовать! Дополнительное образование действительно заждалось материальных вливаний, ремонта, оснащения технической базы и обновления инвентаря. То, что это не делается в том объеме, в котором хотелось бы, это не значит, что мы не видим проблемы», - подчеркнул Ильсур Метшин. Он напомнил, что на сегодняшний день в республике и в городе выделяются огромные средства на строительство детсадов, том числе в поселках, капремонт школ старше 30 лет и строительство универсальных спортивных площадок. «Все это требует финансирования, но бюджет не безграничен», - отметил градоначальник.
Глава города также отметил, что невозможно только на муниципальном уровне решить проблемы в системе допобразования без федеральных и республиканских программ. Мэр напомнил, что впервые правительством РФ принята федеральная концепция развития допобразования. «Это серьезный сигнал для нас. Мы, безусловно, должны разработать соответствующую концепцию», - дал поручение Ильсур Метшин.
Комментируя доклад Айгуль Горнышевой, градоначальник отметил достижения города в этом направлении. «Мы можем констатировать, что в Казани достаточно развита система дополнительного образования, предоставляются услуги для детей на любой вкус. Педагоги – большие профессионалы своего дела, влюбленные в свою работу и детей», - особо обратил внимание Ильсур Метшин на ценность преподавательского состава.
В завершение Мэр дал поручение Исполкому Казани сформировать конкретные предложения по решению озвученных на сессии проблем и подчеркнул, что дополнительное образование наряду с основным образованием должно выходить на передний план работы городских властей.