(KZN.RU, 8 апреля, Екатерина Андреева). Внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением наряду со строительством новых дорог и развязок станет серьезным шагом в нормализации транспортной ситуации в столице Татарстана. Такое мнение выразил сегодня на деловом понедельнике Мэр Казани Ильсур Метшин.
О том, как идет внедрение и тестирование системы, о перспективных планах на аппаратном совещании доложил директор МБУ «АСУДД» Ринат Калимуллин. На сегодня, по его словам, все необходимое оборудование – контроллеры, детекторы транспорта и видеокамеры – установлено и подключено по временной схеме на 57 светофорных перекрестках по ул.К.Маркса, Горького, Ершова, Вишневского, Достоевского, Павлюхина, Эсперанто, Сибирскому тракту. Между центральным управляющим пунктом (ЦУП) АСУДД (ул.Декабристов, 85) и 98-ю светофорными объектами ОАО «Таттелеком» проложило оптоволоконные каналы связи длиной 22 км. По ним информация со светофорных объектов будет передаваться в единый центр, а там анализироваться программой, которая «выберет» необходимый режим работы светофоров.
«Проведено тестирование системы на 15 светофорных объектах на улицах Карла Маркса и Горького, результаты которого наглядно продемонстрировали ее эффективность. Светофоры на этих улицах работали в адаптивном режиме с февраля прошлого года. В результате пропускная способность этих улиц по направлению в центр города выросла на 21%, средняя скорость движения увеличилась на 18% до 35 км/ч», – рассказал Р.Калимуллин.
Р.Калимуллин доложил, что в настоящее время на подключенных к системе светофорах идет «процесс накопления статистики об интенсивности транспортных потоков». Он занимает около месяца. «С 10 мая все эти перекрестки полностью перейдут на адаптивный режим работы», – сообщил он, добавив, что 7 сотрудников МБУ «АСУДД» (технологов и диспетчеров) уже прошли обучение по управлению системой.
Генеральный подрядчик работ ПСО «Казань» уже проложил 27 км подземных коммуникаций. Туда впоследствии будут убраны воздушные линии связи. Компания также продолжает установку оборудования по Большому Казанскому кольцу – по проспектам Ямашева и Победы.
Согласно проекту система должна быть внедрена на 98 светофорных перекрестках города и 7 транспортных развязках (Сибирский тракт – Арбузова; Ямашева – Ибрагимова; Декабристов – Ленская; Ямашева – Гаврилова; Ленинская дамба – мост через реку Казанка; Даурская – Тихомирного; пр.Победы – Мамадышский тракт). Все перекрестки находятся на основных магистралях города с высокой интенсивностью движения, на которых часто происходят заторовые ситуации. Завершить все работы планируется в мае текущего года.
«Проблема растущей автомобилизации выходит в Казани, как и во многих крупных городах, на первый план», – заметил Ильсур Метшин. Решается она, по словам Мэра, тремя способами. Первый – самый дорогой, но и самый эффективный – это строительство новых дорог. Второй, через который проходят все города-миллионники – ограничение на въезд в центр города. «Мы от этого никуда не денемся. Пока стоит только вопрос времени, когда мы введем подобные ограничения», – сказал глава города. Введение АСУДД также положительно повлияет на нормализацию транспортной ситуации в Казани.
Напомним, внедрение адаптивной АСУДД в Казани началось в 2010 году. За основу при создании системы для Казани была взята итальянская система «Omnia» концерна «Swarco», одним из преимуществ которой является наличие функционального приложения предоставления приоритета в движении общественному транспорту.
Как свидетельствует мировая практика, АСУДД позволяет добиться сокращения дорожных пробок, увеличения средней скорости движения общественного транспорта и снижения вредных выбросов в атмосферу на 20%, сокращения времени в пути в часы пик – на 25%.
Ринат Калимуллин доложил и о проблемах в реализации перспективного проекта. В частности, вызывают опасение темпы проведения работ. На настоящий момент еще ни на одном из подключенных к системе перекрестков не проведены работы по переводу воздушных кабельных коммуникаций в подземные. Также идет большое отставание по подключению светофоров по второй категории электроснабжения, то есть от двух независимых источников электропитания. «Чтобы уложиться в заявленные сроки, подрядчику необходимо в разы увеличить темпы строительных, монтажных и пусконаладочных работ», – рассказал директор МБУ «АСУДД».
«Мы разделяем вашу озабоченность, – поддержал докладчика Мэр Казани. – Этот вопрос поднимается и на республиканском уровне в ходе различных совещаний». «Генеральный директор ПСО заверяет, что все будет выполнено в срок. Заверения заверениями, но сейчас ситуация такова, что мы выбиваемся из режима», – продолжил глава города и потребовал к вечеру среды представить подписанный ранее график производства работ и план реального выполнения.
В завершение доклада Ринат Калимуллин сообщил, что для достижения полного эффекта есть необходимость 100-процентного подключения светофорных объектов к системе – а это 273 перекрестка. После этого к системе можно будет подключать различные приложения, такие как контроль въезда в центр, информация о местах на платных парковках и так далее вплоть до ограничений для грузового транспорта.
«Благодаря Универсиаде мы строим большое количество новых дорог, развязок, пешеходных переходов, возводим новые станции метро. Благодаря Универсиаде мы сможем внедрить и систему управления дорожным движением. Мы выбрали понятный продукт, понятных партнеров, которые уже реализовывали этот проект и эту технологию за рубежом. Она полностью оправдает себя», – выразил уверенность Ильсур Метшин.