(KZN.RU, 4 марта, Алиса Розанова). Общественный транспорт – важнейшая отрасль городского хозяйства, приоритетами работы которой должны стать безопасность и скорость движения подвижного состава. Об этом заявил Мэр Казани Ильсур Метшин сегодня на аппаратном совещании.
Председатель Комитета по транспорту Исполкома Казани Айдар Абдулхаков сообщил об итогах работы городского пассажирского транспорта в 2012 году и прогнозах на 2013 год.
Одной из негативных тенденций стало незначительное снижение пассажиропотока в 2012 году за счет роста автомобильных поездок. В прошлом году на всех видах общественного транспорта зарегистрировано 254,8 млн. поездок, что на 2,9% меньше по сравнению с 2011 годом. «Однако темп снижения замедлился: в 2011 году снижение составило 6,7%», - добавил Айдар Абдулхаков.
«Ежедневно мы перевозим около 450 тыс. казанцев и гостей города – это около 1 млн. поездок. Наша задача – создать такую систему общественного транспорта, чтобы число людей, передвигающихся по городу в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, росло с каждым годом», - отметил Ильсур Метшин.
По прогнозам, введение в эксплуатацию в мае 2013 года трех станций метро - «Яшьлек», «Северный вокзал», «Авиастроительная» - еще больше увеличит пассажиропоток метрополитена, который и на сегодняшний день активно растет. Так, в 2012 году объем перевозок в метро увеличился на 43% с 18,7 до 26,9 млн. пассажиров.
Ожидается, что с появлением новых станций пассажиропоток увеличится почти в 2 раза, с 90 до 170 тыс. пассажиров в день. Для этого в прошлом году МУП «Метроэлектротранс» приобрело 6 новых поездов метрополитена «Русич» - 18 вагонов, которые проходят пуско-наладочные работы. После ввода в эксплуатацию новых станций на первой линии Казанского метрополитена планируется движение 12 поездов (40 вагонов) с сохранением существующего в настоящее время интервала движения 5 минут в час пик.
Увеличится подвижной состав не только метрополитена, но и автобусного, троллейбусного и трамвайного парков, основной проблемой которых является существенный износ техники (до 85%). Так, в 2013 году в Казань прибудут 30 новых троллейбусов и 30 трамваев, 20 из которых трехсекционные, с повышенными скоростными характеристиками.
Ильсур Метшин напомнил о задержках в движении трамвайного маршрута №5 - в среднем они составляют 60 часов в месяц. «Наша задача – сделать движение по Большому Казанскому кольцу – аналогично линии метро. В результате модернизации улично-дорожной сети трамвай №5 получил возможность бессветофорного движения, однако остаются места, где такое движение затруднено – важно над этим работать. Когда мы соединим «Солнечный город» и Борисково, то получим кольцевое движение, позволяющее объехать на трамвае весь город практически за час», - подчеркнул Мэр.
Основной пассажиропоток по-прежнему приходится в Казани на автобусы – в прошлом году ими перевезено 76,6% от общего количества пассажиров (195,2 млн. человек). Главным требованием к перевозчикам стало поэтапное обновление подвижного состава. В 2012 году перевозчиками Казани были заключены договора на поставку 513 низкопольных автобусов с двигателем не ниже стандарта Евро-3, 419 из них – уже в городе.
По-прежнему актуальна в отрасли кадровая проблема. По словам Айдара Абдулхакова, в Казани не хватает более 500 водителей, а значит, нет возможности выполнять все расписания в полном объеме, особенно на поселковых маршрутах. «Это сказывается и на культуре обслуживания, и на безопасности: с водителя много не спросишь – дефицитная профессия», - отметил председатель Комитета по транспорту.
Развитие сети общественного транспорта требует использования современных информационных технологий. В настоящее время все казанские автобусы укомплектованы бортовыми комплектами навигационной системы. Установка GPS-навигаторов и видеорегистраторов начата также в прошлом году в салонах 300 трамваев и троллейбусов. Система позволяет отслеживать соблюдение графиков, выполнение рейсов, скоростной режим и соблюдение правил безопасности.
76% пассажиров оплачивают проезд по безналичному способу. Весь городской пассажирский транспорт оснащен автоинформаторами на русском и татарском языках. К Универсиаде остановки всех маршрутов городского пассажирского транспорта будут объявляться на 3 языках.
Интеграция проектов «Транспортная карта Казани» и «Социальная карта Республики Татарстан» позволяет льготникам Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска пользоваться транспортным картам в любом из этих населенных пунктов.
В этом году всех водителей и кондукторов ожидает единая форма одежды, организованы курсы повышения квалификации по культуре обслуживания пассажиров, служебному этикету, основам английского языка. Программа стартует в апреле.
По словам Ильсура Метшина, нужно продолжать работу по улучшению качества обслуживания пассажиров. «Общественный транспорт - важнейшая отрасль, которой город уделяет постоянное внимание. Надеемся, 2013 год станет годом увеличения пассажиропотока за счет метрополитена, трамвайного движения, а также выделения дополнительных полос общественного транспорта, которые увеличат скорость его движения. Этот вопрос мы прорабатываем сегодня совместно с ГИБДД», - резюмировал градоначальник.