По итогам года общественный транспорт Казани перевез
226,3 млн пассажиров. Это на 2% меньше, чем по итогам 2023 года, когда было
перевезено 231,3 млн человек. Показатель уменьшился из-за банкротства частных
перевозчиков, а также нехватки водителей и кондукторов (712 сотрудников). Такие
данные на итоговом отчете у мэра Казани Ильсура Метшина привел председатель комитета
по транспорту Алексей Сидоров.
В 2024 году казанцы чаще всего пользовались
автобусами, которые перевезли 145,7 млн пассажиров, или 64%. На втором месте по
популярности метро, услугами которого воспользовались 39 млн человек (18%). Еще
25 млн пассажиров (11%) перевезли троллейбусы и 16 млн (7%) – трамваи. Таким
образом, в среднем ежедневно общественным транспортом Казани пользуется 620
тыс. пассажиров.
Метрополитеном воспользовались на 4,1 млн пассажиров
больше, чем в прошлом году. Показатели в трамваях и троллейбусах остались на
уровне прошлого года. Количество перевезенных в автобусах сократилось на 9 млн
пассажиров.
Причина сокращения перевозок в автобусе – дефицит
кадров: на сегодня предприятиям отрасли требуется 325 водителей (дефицит 21% от
плановой численности) и 387 кондукторов (дефицит 35%). А также уход в прошлом
году с рынка перевозок четырех частных компаний. Всего за последние пять лет с
рынка автобусных перевозок из-за банкротства ушло восемь компаний. Все их маршруты
были переданы на обслуживание «ПАТП №2».
Также в прошлом году было перевезено 71,8 млн
пассажиров, относящихся к льготной категории. Напомним, сейчас республика
Татарстан доплачивает за каждую поездку льготника до 33 рублей при стоимости
билета в 43 рубля. Таким образом, 10 рублей
из стоимости билета остаются некомпенсированными.
В качестве антикризисной меры комитет был вынужден
внести изменения в схемы движения десяти автобусов. Два автобусных маршрута
были отменены. Выпуск подвижного состава сократился на 63 единицы.
Сегодня транспортную сеть города обслуживают семь перевозчиков
– два муниципальных унитарных предприятия (МУП «Метроэлектротранс» и МУП «ПАТП
№2») и пять частных перевозчиков.
Алексей Сидоров напомнил, что в прошлом году город
приобрел 127 новых автобусов (еще 30 ожидается в текущем году) и 39 троллейбусов
последнего поколения МАЗ. Масштабно обновился подвижной состав в 2018 году к
Чемпионату мира по футболу (242 автобуса, 20 трамваев). Сегодня подвижной
состав общественного транспорта Казани является одним из самых молодых в
России. Средний возраст автобусного парка города составляет 5,9 лет (в целом по
стране – 14,6); троллейбусов - 7,8 (по РФ около 15 лет); трамваев - 7,5 (по РФ
около 25 лет).
Напомним, на сегодня транспортная сеть города включает
54 автобусных маршрута, на которых эксплуатируется порядка 608 единиц
транспорта, 10 троллейбусных маршрутов на 136 единиц; 9 трамвайных маршрутов на
87 единиц, одна линия метрополитена с 11 станциями на 15 составов (51 вагон).