В столицу Татарстана доставили 39 новых троллейбусов третьего поколения МАЗ-303Т22. Транспорт начнет курсировать по восьми основным маршрутам после отладки и обкатки. В числе преимуществ подвижного состава: мощные кондиционеры, большая площадь остекленения, наличие USB-разъемов вблизи сидений, плавный ход и маневренность – троллейбусы могут автономно проезжать 2,5 км, объезжая препятствия и аварийные участки без электроснабжения. Новый транспорт заменит подвижной состав, исчерпавший свой ресурс. Всего в городе будут курсировать 64 новых троллейбуса, что составляет треть от их общего числа.
Модель, разработанная на Минском автомобильном заводе, будет эксплуатироваться только в Казани. Троллейбусы удалось приобрести при поддержке раиса РТ Рустама Минниханова и компании «СберЛизинг».
«Сегодня мы презентуем новые троллейбусы с 2,5 км аварийным автономным ходом. Мы экспериментировали, первые в мире получили 25 таких троллейбусов в прошлом году. После нас 50 таких единиц закупил Минск. Сегодняшние троллейбусы уже третьего поколения. Были нарекания, что в модели 2023 года слабо работают кондиционеры, замечания устранили – поставили технику почти в два раза мощнее. Были исправлены и другие недочеты, которые заметили в процессе эксплуатации», – сказал гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков.
Троллейбусы МАЗ-303Т22 созданы наподобие автобусов МАЗ-303 (модель 2019 года). За счет увеличения длины до 12,43 м ход стал гораздо мягче – как у междугородних автобусов. Ширина 2,55 м осталась прежней. Низкопольный транспорт при входе и выходе пассажиров может опускаться с 320 до 250 мм. В модели прошлого поколения высота пола составляет 360 мм.
Новинка укомплектована деталями из Белоруссии, России и Китая. В движение троллейбус приводит асинхронная силовая установка с воздушным охлаждением. Новая модель имеет фильтр, который удаляет влагу и масляные примеси из выходящего из компрессора сжатого воздуха. Более чем на 33% выросла площадь остекления троллейбуса, что увеличило обзорность. Многие детали наружного отделочного слоя сделаны из стеклопластика и алюминия, элементы по мере эксплуатации можно будет легко заменять по отдельности.
Общественный транспорт сможет перевозить 90 человек одновременно: имеется 34 посадочных места, из них 14 установлены на низком полу без подиумов. Салон был доработан. Рядом с каждым сидением имеются USB-разъемы. На поручнях установили четыре валидатора для бескондукторной системы оплаты проезда. В салоне и кабине водителя есть четыре печи, а также кондиционеры мощностью 30 кВТ, работающие как на охлаждение, так и на обогрев. Для маломобильных пассажиров снаружи и внутри салона предусмотрели кнопки об информировании присутствия, откидную аппарель и функцию наклона кузова для удобства входа и выхода. Имеется звуковая и световая индикация об открывании дверей. Для освещения используются светодиодные элементы.
Безопасность пассажиров обеспечат устройства непрерывного контроля токов утечки и автоматическая система пожарной защиты. Троллейбус дополнительно укомплектован системой автоинформирования и контроля за состоянием контактной сети, навигацией и видеонаблюдением внутри и снаружи, что позволит следить за дорожной ситуацией, посадкой и высадкой пассажиров.
Кабина водителя также стала более комфортной. Приборная панель с бортовым компьютером регулируется вместе с рулевой колонкой по высоте и углу наклона. На мультируль вынесено управление дисплеем, дверями, информационной системой и остановочным тормозом. «Я год работал на модели 2023 года, на новой, конечно, имеется больше опции по управлению. Измененная сенсорная панель более чувствительна к касаниям, всем управляет электроника. Самое важное – это удобные и укомплектованные сиденья, есть часть для поддержки поясницы», – рассказал водитель Константин Бандеров.
«Это достойная и качественная техника. Спасибо нашим белорусским партнерам», – сказал глава региона во время осмотра транспорта с мэром Ильсуром Метшиным.
Современный подвижной состав после отладки и обкатки заменит на маршрутах исчерпавшие свой ресурс машины 2013 года, Всего в городе будут курсировать 64 новых троллейбуса, в их числе – 25 моделей прошлого года. Новые троллейбусы распределят на маршруты в следующем порядке: №1 – семь единиц, №3 – девять единиц, №5 и №6 – по шесть единиц, №7 – три единицы, №8 – четыре единицы, №12 и №13 – по две единицы.
«Ежедневно на общественном транспорте города совершается порядка 700 тысяч поездок. И это невозможно без того, чтобы мы привели в порядок подвижной состав. 39 троллейбусов и 127 автобусов удалось в этом году обновить – это огромная партия. Больше было только в преддверии подготовки к Универсиаде. Уверен, это отразится на пассажирах, сократятся интервалы. Станет не только комфортно, но и меньше придется ждать эти автобусы на остановке», – сказал замруководителя исполкома города Ильдар Шакиров.
Всего на балансе МУП «Метроэлектротранс» числятся 185 троллейбусов, треть из которых заменены. Следующее обновление электротранспорта планируется лишь через два-три года, когда завершится срок эксплуатации у других единиц подвижного состава.
В осмотре приняли участие министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, руководитель отделения посольства Белоруссии в Казани Виктор Щетько, председатель комитета по транспорту Казани Алексей Сидоров, управляющий отделом Банка Татарстан ПАО «Сбербанк» Руслан Салимов, генеральный директор ОАО «Минский автомобильный завод» Валерий Иванкович и другие.
Диляра Гафурова