В Казани 594 муниципальных учреждения обслуживает «цифровая
бухгалтерия». К настоящему времени в учреждениях состоялся полный переход с
бумажного документооборота на электронный (ЭДО). Если в 2021 году новой
системой было охвачено 500 тыс. пакетов документов, то в 2024-м эта цифра
достигнет одного миллиона. Об этом на деловом понедельнике сообщил директор МКУ «Центр
бухгалтерского обслуживания муниципальных учреждений Казани» Юрий Синников.
«Обслуживать почти 600 социальных учреждений – это
огромный вал работы. И это не только начисление зарплаты и премиальных 37 тысячам
сотрудников, но и закупки по контрактам, начисление и учет платы в детских
садах, сопровождение деятельности учреждений. Раньше каждый имел свою
бухгалтерию. А сейчас такое количество высококлассных специалистов собрать
априори невозможно. Ну и прозрачность всех процессов тоже имеет важное
значение. Цифровые технологии – это первый спасательный круг, который освобождает
от бумажного документооборота и значительно ускоряет все процессы», – отметил
мэр Ильсур Метшин.
Цифровизация позволяет повысить эффективность
бухгалтерского обслуживания, обеспечить прозрачность бизнес-процессов и создать
единый регламент. Сейчас Центр бухгалтерского обслуживания работает с
учреждениями, подведомственными управлениям культуры, образования и комитету по
делам детей и молодежи. Переход с бумажного документооборота на ЭДО здесь был
быстрым, и сейчас все документы, поступающие от соцобъектов, обрабатываются в
электронном формате.
В итоге сократились сроки по заключению контрактов с
основными крупными поставщиками и ресурсоснабжающими организациями, например,
Департаментом продовольствия и социального питания Казани и МУП «Водоканал».
Кроме этого, удалось убрать пиковую нагрузку по документообороту в конце года. По
словам Юрия Синникова, в 2024-м всего было заключено контрактов на сумму 6,8
млрд рублей, при этом договоры на 4,8 млрд прошли через ЭДО.
Чтобы оптимизировать работу и разгрузить сотрудников,
в рамках «цифровой бухгалтерии» в 2022 году были внедрены роботизированные
помощники.
«Сегодня для обслуживания почти 600 учреждений
задействовано всего лишь 340 бухгалтеров. Тогда как ранее на такое количество
понадобилось бы около 450 человек, – подчеркнул докладчик. – Сейчас один
бухгалтер справляется с обслуживанием практически двух учреждений, что весьма
актуально в условиях острого дефицита бухгалтерских работников на рынке труда».
Роботы взяли на себя регистрацию и оплату договоров,
оформление оплаченных документов. Также в мессенджере Telegram ответственным
сотрудникам или руководителям учреждений стали приходить уведомления о
проведенном платеже. Это позволило избежать лишних звонков с уточнениями по
контракту. В мессенджере создали и единую горячую линию, где принимаются любые
вопросы, связанные с бухгалтерией – за этот год сервисом воспользовались более
2 тыс. раз.
С 2024-го роботизированные помощники внедряются и на
других направлениях. Сейчас автоматически проходят распознавание сканированной
товарной накладной, оплата коммунальных услуг и услуг питания. Ожидается, что до
конца года они обработают 100 тысяч счетов, что сэкономит 33 тыс. часов
человеческого труда.
С апреля был автоматизирован процесс получения
справок с информацией о состоянии задолженности по оплате за посещение детского
сада через портал «Госуслуги РТ». Теперь ответ приходит в течение пяти дней, а
не десяти, как это было раньше.
«Это самый важный результат: многие процессы
унифицированы, производительность повысилась, за что мы ратуем как в бюджетной
сфере, так и в коммерческой, производственной. Неслучайно наш опыт стал интересен
муниципалитетам как внутри нашей республики, так и за ее пределами. Список
желающих перенять лучшую практику Казани и в этом направлении не иссякает», –
подчеркнул Ильсур Метшин.
В Казань на обучение приезжали представители Норильска,
Калининграда, Перми, Сочи, Минска и Киргизии. О цифровой трансформации системы
централизованного бухгалтерского учета на форуме «Города России: Локомотивы
роста» в Екатеринбурге рассказывал начальник финуправления Ирек Мухаметшин.
Также проект представляют на республиканских и федеральных конкурсах, где ему присуждают
призовые места.
Центр бухгалтерского обслуживания выплачивает
зарплату 37 тыс. сотрудникам с годовым фондом в 23 млрд рублей, производит учет
и начисление родительской платы для 71 тыс. детей, посещающих детские сады,
регистрирует и оплачивает порядка 50 тыс. муниципальных контрактов в год.
Камила
Вильданова