(KZN.RU, 2 ноября, Алиса Розанова). Недоработки в области реализации программы «Доступная среда» должны быть устранены в самое ближайшее время. Такое требование выдвинул к подрядчикам Мэр Казани Ильсур Метшин в ходе совещания по строительству объектов транспортной инфраструктуры.
«Доступная среда – необходимый атрибут любого современного, гуманного города, в котором с уважением и сопереживанием относятся к людям с ограниченными возможностями. Светофоры на улицах есть, так и доступная среда должна быть!» - заявил градоначальник.
По словам замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ - и.о. начальника Управления соцзащиты Ирины Просвиряковой, в прошлом году в рамках программы «Доступная среда» в Казани начались работы на надземных пешеходных переходах. В этом году проводится адаптация наземных пешеходных переходов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения. Работы в настоящее время завершены по улицам Дубравная, Короленко, Волгоградская и Чуйкова. На улицах Вишневского, Эсперанто, Серова и Аделя Кутуя работы продолжаются.
Напомним, типовой проект оборудования тротуаров элементами доступности, согласованный с общественными организациями инвалидов, разработало ОАО «Татдорпроект» совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ и Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Адаптация пешеходных переходов включает в себя не только понижение бортового камня, но укладку тактильной плитки и ограждение тротуаров в опасных местах, согласно требованиям СНиП и ГОСТ.
В соответствии с личным указанием И.Метшина, пилотной улицей, где до начала реализации программы были отработаны возможные решения по оборудованию пешеходных переходов, стала улица Бутлерова. По словам Ирины Просвиряковой, выбрать для «пилота» столь сложный объект - узкую старую улицу города - было верным решением.
«Выражаю вам, Ильсур Раисович, благодарность от имени общественных организаций инвалидов, поскольку ул. Бутлерова мы действительно отработали от и до, по всем сложным моментам. Казань – единственный город в России, который серьезно отработал варианты решений по адаптации улиц для маломобильных групп населения. Нашего председателя Общества слепых специально пригласили в Москву, чтобы он поделился этим опытом с другими регионами», - сообщила И.Просвирякова.
По ее словам, практика показала, что зачастую сделать пешеходный переход по-настоящему удобным для инвалидов мешает негибкость самих СНиПов, в соответствии с которыми разрабатываются проекты. В связи с этим в настоящее время разрабатываются поправки, с которыми Минсоцзащиты РТ намерено выйти на федеральный уровень.
«Благодарить нас не за что. То, что, посоветовавшись с самими инвалидами, мы наконец-то с третьего раза нормально сделали улицу, - так это нужно сидеть, потупив глаза. Слава богу, все на своих двоих ходим, руками дверь открываем, ушами слышим. Но нельзя быть слепыми и глухими к нуждам людей с ограниченными возможностями», - обратился Метшин к присутствующим в зале подрядчикам.
Несмотря на положительные примеры, по ряду объектов остаются замечания. По словам Ирины Просвиряковой, пример злостного нарушения нормативов – ул.Московская, где ни один пешеходный переход не соответствует требованиям СНиП и ГОСТ. Также есть замечания по объектам на улицах Горького, Павлюхина и Салимжанова, заказчиком которых является ГКУ «Главтатдортранс».
Явные нарушения касаются снижения бортового камня на тротуаре или неправильной укладки тактильной плитки. Так, на ул.Московская бортовой камень выше необходимых 4 см или понижен только с одной стороны, а вместо предупреждающей плитки возле опоры освещения уложена направляющая. Следуя такому неверному сигналу, инвалид по зрению попросту врежется в столб.
По словам Ирины Просвиряковой, возмущает отношение подрядчиков к замечаниям. «Например, тактильная плитка должна выкладываться на расстоянии 80 см до бортового камня. Подрядчик говорит, если делать шаги в метр – то расстояние от плитки до проезжей части достаточное. Но шаг инвалида по зрению составляет 40 см, не больше. Это нонсенс - комментировать нормативы для людей с ограниченными возможностями!» - подчеркнула она.
«Все требования предусмотрены проектом, и на это выделяются деньги. Да, для нас все это ново, но с этим новым нужно жить, поэтому выполнять все работы необходимо качественно, с уважением и заботой о людях с ограниченными возможностями. Они нуждаются в нашей поддержке», - обратился в заключение градоначальник к подрядчикам.
Напомним, в этом году на реализацию программы «Доступная среда» в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры Казани выделено 26 млн. рублей. На эти средства проводится адаптация улиц, по которым пролегают маршруты к объектам, наиболее востребованным среди людей с ограниченными возможностями. По заявкам общественных организаций инвалидов Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ совместно с Управлением капитального строительства и реконструкции Исполкома Казани определены 13 социально-значимых маршрутов, включающие 21 улицу и 244 пешеходных перехода.