В Казани требуется обновить 207 изношенных автобусов –
частично эту проблему решат покупкой 157 единиц транспорта до конца года. Также
в городе планируют приобрести 39 троллейбусов в дополнение к 25 единицам
транспорта, которые начали курсировать
в 2023 году. На частичную оплату лизинга средства выделят из бюджетов города и
республики. Об этом стало известно на XXXI сессии Казанской городской Думы,
которая проходила сегодня в Ратуше.
Мэр Казани: «Это
сложный вопрос, который касается половины населения Казани ежедневно»
В столице Татарстана маршруты общественного транспорта обслуживают
девять предприятий. В будние дни на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро
жители совершают порядка 750 тысяч поездок. При этом в 2023 году общественный
транспорт Казани перевез 231 млн 300 тысяч человек – это на 5% больше
показателя 2022-го.
Выступая на заседании, Ильсур Метшин напомнил, что последняя
реформа, благодаря которой транспортная проблема ушла из первого десятка
популярных, проводилась в Казани 15 лет назад. Однако за это время возникла
необходимость в принятии новых мер. «В этом нет крайних и виноватых. Есть 10
рублей, а задач каждый год у нас минимум на 15 рублей. Мы не навсегда решили эту
проблему, сегодня опять есть. Это сложный вопрос, который касается половины
населения Казани ежедневно», – сказал Ильсур Метшин.
Он добавил, что поддержку оказывает раис Татарстана Рустам
Минниханов и в целом правительство республики: «Мы развиваемся, покупаем новый
транспорт и повышаем качество обслуживания. Целое поколение выросло в Казани,
которое не видело ни ГАЗов, ни ПАЗов. В этом году закупим еще 157 автобусов и 39
троллейбусов».
Всего по 56 автобусным маршрутам Казани курсируют 606 единиц
транспорта, в связи с большим сроком эксплуатации и повышенным износом требуется
заменить треть из них. Еще по 10 маршрутам курсируют 136 троллейбусов, 25 из
них закупили в 2023-м при поддержке раиса РТ на условиях софинансирования.
Обновления также требует инфраструктура наземного электротранспорта
на сумму порядка 5 млрд рублей. В городе нужно срочно заменить 32 км (из 82 км)
контактной сети троллейбуса, 70 км (из 132 км) трамвайных путей. Всего в Казани
по девяти маршрутам курсируют 87 трамваев, а на одной линии метрополитена – 15
составов электропоездов.
Экспертное мнение: «Окупаемость
перевозок – это утопическая история»
Руководитель исполкома Ильдар Шакиров в своем докладе об
общественном транспорте отметил, что в связи с недостаточным финансированием отрасли
общественного транспорта в Казани выпуск автобусов на линию составляет 76%, а
электротранспорта – 95%. При этом в 2023 году на организацию пассажирских
перевозок из бюджета выделили 2 млн рублей на пять лет: за один час работы
перевозчикам выделяется 7–11 копеек при нормативной доплате за один час в 1400
рублей. В связи с этим ухудшается финансовое положение перевозчиков. Они
вынуждены оптимизировать затраты на эксплуатацию за счет увеличения интервалов
движения, сокращения количества подвижного состава и рейсов.
Спикер напомнил, что в июле в городе изменили схемы движения
10 автобусных маршрутов – это позволило сократить выпуск подвижного состава на
60 единиц и уменьшить дефицит кадров на 120 водителе. Однако эти мероприятия
отразились на пассажирах, поскольку повлекли за собой увеличение количества
пересадок.
Ильдар Шакиров пояснил, что при брутто-контрактах перевозчик
получает фиксированную сумму за единицу работы, а при нетто-контрактах разница
между нормативными затратами и билетной выручкой компенсируется из бюджета. «В
целом для решения накопившихся вопросов и развития городского пассажирского
транспорта Казани необходим комплексный подход и системное обеспечение
финансовыми ресурсами на постоянной основе. Это позволит нам сохранить кадры и
повысить качество пассажирских перевозок», – резюмировал спикер.
Ильдара Шакирова поддержал директор центра транспортного
моделирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Александр Чеботарев. Он заявил, что
результаты транспортной реформы, которую реализовали в Казани ранее, помогают
держаться городу в топе по развитию этой отрасли, однако с каждым годом
ситуация ухудшается, поэтому требуется дальнейшее развитие и финансирование.
Александр Чеботарев подчеркнул, что озвученные Ильдаром
Шакировым показатели свидетельствуют о недостаточном внимании к развитию
общественного транспорта, при этом проблему, по его мнению, нужно решать
комплексно. Эксперт предложил сместить акцент капиталовложения с дорожного
строительства на развитие общественного транспорта, перейти на
брутто-контракты, а также развивать городской электротранспорт путем создания
программы, привлечения средств из федерального бюджета, расширения тарифного меню.
«Окупаемость перевозок – это утопическая история. Повышение
тарифов или снижение количества рейсов приведет к социальной напряженности.
Необходимо дополнительное финансирование общественного транспорта», –
акцентировал докладчик.
В свою очередь Ильсур Метшин заявил, что сейчас стоит задача
подготовить предложения и изучить лучшие практики совместно с транспортными
предприятиями города. «Та надежность, которую мы обеспечили большим вниманием
15 лет назад, исчерпала себя. Чтобы поднять это, нужны деньги, а их нет, но мы
будем продолжать развивать общественный транспорт», – заверил градоначальник.
Также на сессии обсуждили
нехватку водителей общественного транспорта. Частично эту проблему было
предложено решить включением в программы среднеспециального образования
целевого обучения водителей на категории «С» и «D». Кроме того, стало известно,
что в адрес раиса РТ направлено обращение с предложением внести вожителей
общественного транспорта в перечень участников программы социальной ипотеки.
В числе предложенных инициатив было и увеличение размера
штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. Такая мера повысит
эффективность организации бескондукторной системы оплаты проезда и обеспечит
сбор доходов.