(Город Казань KZN.RU, 15 мая, Юлия Летникова). С
начала года в систему «Открытая Казань» поступило порядка 1,5 тысячи заявок по
вывозу твердых коммунальных отходов, что почти в три раза больше показателей
аналогичного периода прошло года. Жители жалуются на переполненные отходами
контейнеры, а контрольные органы фиксируют неудовлетворительное состояние мест
накопления ТКО. Сегодня на деловом понедельнике Мэр Казани Ильсур Метшин
призвал выйти с инициативой на федеральный уровень, чтоб привести
законодательство в соответствие с потребностями городов и их жителей. «Текущее
положение ни нас, ни жителей не устраивает», – заявил Мэр.
«За мою практику работы Мэром впервые мы
откатываемся назад. У нас была работающая эффективная система, которую мы в
пилоте первыми в стране реализовали, собрав в единую цепочку сбор, сортировку,
вывоз и утилизацию мусора. Новое законодательство мы с нетерпением ждали, были
уверены, что улучшится экологическая ситуация. К сожалению, по всем регионам
картина одинаковая. Обсуждать этот закон бессмысленно, нужно срочно вносить
изменения в него, чтобы он работал в интересах жителей, экологии страны», –
прокомментировал Ильсур Метшин.
«Да, штанга тяжелая, но она точно подъемная.
Морфология мусора изменилась, меняется и количество мусора, в том числе
неразлагаемого. Если сегодня не принять решения, как показывает практика,
завтра у нас может не быть. Я надеюсь, что профильный комитет в Госдуме РФ,
министерство строительства нас услышат. Мы направляем письма, пожелания, но
пока воз и ныне там. Мы обязаны работать в соответствии с федеральным законом,
региональными нормативными актами. Но их нужно приводить в соответствие с
требованиями жизни. Закон должен работать в интересах
людей, чистоты, экологии города, республики и страны. Поэтому мы должны
инициативно выйти с предложением в Госдуму РФ и министерство строительства», –
добавил он.
Как отметил заместитель руководителя Исполкома
Казани Искандер Гиниятуллин, в соответствии с федеральным законом №89 «Об
отходах производства и потребления» полномочия в этой сфере переданы регионам
страны. В Татарстане заказчиком работ является министерство строительства,
архитектуры и ЖКХ, которое заключило в 2018 году на 10 лет контракт с ООО «УК
ПЖКХ».
«До вступления в силу федерального закона в Казани
работали на тех же контейнерных площадках, использовали двухстадийную схему
вывоза ТКО с перегрузкой на сортировочных станциях. Одновременно город внедрял систему
контейнерного сбора для раздельного накопления мусора, поддерживал и развивал
частный бизнес в этой сфере, запускал программы в школах и детских садах на
тему экологического воспитания горожан. Все это должно было привести к снижению
нагрузки на полигоны ТКО, вовлечению в оборот вторичного сырья», – рассказал о
проделанной работе за последние годы Искандер Гиниятуллин.
Однако, по его словам, для регионального оператора
эти задачи не стали приоритетными. «Обращения Исполкома Казани о необходимости
развития инфраструктуры, внедрения раздельного накопления ТКО, пересмотра
тарифной политики для регоператора не были учтены. Сам региональный оператор
ничего нового в действующую систему не привнес», – констатировал И.Гиниятуллин.
Одна из «мусорных» проблем города сегодня – это переполненные
полигоны ТКО. В Казань продолжают завозить отходы из соседних муниципальных районов,
в которых полигоны закрыли, а новые не появились. Если вторая часть полигона
«Восточный» будет введена в эксплуатацию, то она также будет использоваться для
нужд соседних районов.
«На горожан легла ощутимая экологическая нагрузка от
завоза не предусмотренных объемов мусора: жители Авиастроительного и
Московского районов, близлежащих жилых массивов и микрорайонов обрушились с
жалобами на запах. Дополнительная пересыпка отходов грунтом, его уплотнение
снизило выделение свалочных газов, но проблема до конца не решена.
Переполненные полигоны требуют рекультивации и выполнения природоохранных
мероприятий», – пояснил И.Гиниятуллин.
На эту проблему также накладывается несвоевременный
вывоз мусора регоператором. Причина этому – оптимизация личного состава в
компании, изменение периодичности вывоза, замена транспортного парка с
задержкой поставки новых машин, изменение системы обработки заявок на вывоз ТКО,
пересмотр контрактов с субподрядчиками, а также сезонный рост количества
мусора. «Наведение порядка на контейнерах площадках продолжалось всю зиму, но
так как работы велись на фоне перечисленных изменений в деятельности «УК ПЖКХ» весеннее
образование отходов вновь стало неразрешимой задачей для регоператора», –
сказал замруководителя Исполкома. На помощь пришли городские подрядчики: в течение
месяца дополнительно работали 36 единиц спецтехники. Совместными усилиями
только сейчас удалось ликвидировать крупные навалы мусора и число захламленных
площадок постепенно уменьшается.
Необходимо решение проблемы в комплексе, считает
И.Гиниятуллина: развивать инфраструктуру, прекратить завоз отходов из районов в
Казань, открыть площадки для сбора и переработки строительных и органических
отходов, упорядочить сбор сезонных отходов, расширить сеть пунктов приема
пластика, наладить переработку этих видов отходов или их хранения на
определенный период. Большая часть этих работ предусмотрена территориальной
схемой – она должна получить статус регионального закона и меры воздействия должны
быть предусмотрены госконтрактом.