Случившиеся на этой неделе крупные подтопления дорожной сети Казани стали одним из главных вопросов программы «Актуальная тема» с участием Мэра Казани Ильсура Метшина, вышедшей вчера в прямой трансляции на телеканале «Эфир».
Вначале глава города коротко остановился на наиболее проблемных точках: «Мы провели оперативное расследование сложившейся ситуации. Под мостом около Компрессорного завода, где была самая дикая картина, сама ливневка была расчищена, она работала. Но дорожники, которые, похоже, не думали, что такие дожди бывают, просто завалили ее щебнем. Как только щебень мы убрали, вода сразу хлынула в ливневку», - констатировал Мэр.
Что касается тоннеля на Вишневского, где тоже были крупные затопления, то там установлены специальные насосы, которые должны откачивать воду. Авария на этом участке произошла из-за того, что рабочие, сооружающие подземный паркинг в районе парка Горького, перебили кабель. В итоге стационарный насос не включился, и воду пришлось откачивать с помощью переносных.
Ведущий программы продемонстрировал гостю студии фотографии так называемых «ливневок-муляжей» или «фальшивых ливневок», которые «просто взорвали социальные сети в Интернете». Судя по фотографиям, решетки, которые должны прикрывать стоки канализации, просто вмурованы в асфальт.
«Это не муляж. Когда укладывается верхний слой асфальта, чтобы горячий асфальт не попадал в систему ливневой канализации, ее временно закрывают металлическим листом. Потом лист легко убирается, и чистая незасоренная канализация работает. Именно в этом месте, кстати, сильного подтопления не было. Оно было дальше по ул. Вишневского, в тоннеле под мостом», - пояснил глава города, показав в подтверждение своих слов другие фотографии, сделанные в этом же месте.
Вместе с тем, Ильсур Метшин поблагодарил неравнодушных казанцев, которые не проходят мимо различных недоработок и ляпов, которые часто оставляют дорожники и строители. Он попросил присылать такие материалы в Интернет-приемную Официального портала города или в раздел «Народный контроль», работающий в рамках Портала государственных и муниципальных услуг. «Будем разбираться по каждому случаю», - заверил Мэр Казани.
«Я не снимаю с себя ответственности за эту ситуацию. Жителям, которые оказались в подтопленных местах, дела нет, что было 20 лет назад и что строители свалили что-то в кучу, - подчеркнул Мэр. - Мы начали решать проблему ливневок в прошлом году и продолжим в дальнейшем».
Как напомнил И.Метшин, в прежние годы во время сильных ливней были проблемы с подтоплением в метро. На этот раз, благодаря принятым мерам, этого не произошло, как и на ряде улиц, где в течение прошлого года проведена прочистка ливневок. Всего на сегодняшний день прочищено порядка 50 из 354 км имеющихся в городе коллекторов. Однако проблема намного шире.
«У нас свыше 1200 км дорог, и только треть из них оснащена ливневками. В тяжелые, кризисные годы в городе продолжалось активное строительство. И мы радовались каждому метру вводимого жилья. Но при этом на потом оставлялось благоустройство (в результате у нас до сих пор многие микрорайоны стоят лысые, без озеленения и детских площадок) и ливневки. Хотя, как лишний раз показал недавний дождь, это такой же необходимый элемент дороги, как, например, крыльцо или крыша в доме», - подчеркнул Мэр.
На полное оснащение города ливневками нужно порядка 5 млрд. рублей. Еще порядка 4,5 млрд. необходимо на сооружения для очистки этих стоков. В качестве примера недопустимой экономии И.Метшин привел ситуацию на ул. А.Кутуя, где новые микрорайоны подключились к существующему коллектору, не рассчитанному на такие нагрузки. Результатом стало периодическое подтопление зоны индивидуальной застройки на этой территории. Для решения проблемы в этом и в других подобных местах изначально нужна была полная перекладка коллектора от колодцев до оголовка водосброса с расширением диаметра. На это, в частности, и требуются столь значительные вложения.
«В целом, средств, на то чтобы снять проблему, накопившуюся за десятилетия, сейчас ни у города, ни у республики нет. Но мы будем работать с федеральным центром, с экологическим фондом, с застройщиками и поэтапно выходить из этой ситуации», - резюмировал И.Метшин.