(Город Казань KZN.RU, 26 апреля, Юлия
Летникова). Победители премии «Добрая Казань» представили свои проекты Мэру
города Ильсуру Метшину. Сегодня в формате круглого стола состоялась финальное
обсуждение проектов, которые в течение месяца разрабатывали педагоги в области
инклюзивного образования. По итогам презентации в коворкинге «Добрая Казань»
Ильсур Метшин поручил составить дорожные карты для каждого проекта, чтобы идеи
преподавателей смогли воплотиться в жизнь.
Премию «Добрая Казань» вручали
в городе впервые в начале апреля. На ее соискание подали заявки 76 специалистов, среди них жюри отобрали
победителей и призеров в пяти возрастных треках. Лучшие команды получили
возможность встретиться с Мэром. «Я хочу каждого из вас поздравить с этой
важной работой. Вы большие молодцы. Одно дело трудиться – это всегда было
уважаемо, но то направление, которое выбрали вы, говорит о вашем большом добром
сердце. Его хватает не только на себя и близких, но и на всех, кто нуждается в
помощи. Это не простая дорога. Я рад, что на ней вы и мы не одни», – обратился
И.Метшин к победителям премии.
Участники конкурса
работали над своими проектами в ходе специально организованного для них
образовательного заезда. В частности, пригласили наставников из Москвы,
Краснодара, Новосибирска и Уфы. «Важно, что мы растем в географии, появляются
новые люди, которые занимаются вопросами инклюзии. Эту сферу с недавних пор мы определили
как одну из основных, приоритетных в развитии города. Я помню начало нашей
работы, когда 25% крыш текли, выходило из строя 2 тысячи лифтов в течение 5
лет. Сейчас мы поднимаем вопросы инклюзии, это говорит о том, что мы выросли
вместе с вами до того уровня, чтобы не только заниматься городским хозяйством. Мы
выросли духовно», – отметил И.Метшин.
Первой свой проект представила педагог-психолог
детского сада №379 Василя Хасанзянова. Она рассказала о проекте для детей в возрасте
от 1 года до 3 лет «Растем и развиваемся
вместе». Планируется, что в трех садах города откроют кабинеты, где будут
регулярно проходить занятия с детьми с нарушениями развития. К этому процессу
подключат и родителей. В результате – около 30 детей овладеют социальными,
речевыми и игровыми навыками, это позволит прийти им в детский сад
подготовленными. Родители, в свою очередь, узнают, на что лучше обратить
внимание при обучении своего ребенка.
Ильсур Метшин поинтересовался, какая помощь требуется
для реализации проекта. По словам В.Хасанзяновой, нужны средства для обучения
специалистов и оснащения кабинетов. Градоначальник инициативу поддержал и
поручил обсудить все детали совместно с Финансовым управлением Исполкома, после
чего снова представить проект ему.
Во втором треке – «Проекты для детей от 3 до 7 лет» –
победила команда учителя-дефектолога детского сада №165 Виктории Семеновой. Она
рассказала Мэру о проекте «Равный –
равному». «На сегодня в детских садах Казани открыты 655 групп
компенсирующей направленности, но дети в них взаимодействуют только друг с
другом, не общаются с нормотипичными сверстниками. Из-за изоляции у ребят
низкий уровень развития навыков», – поделилась она с главой города. Для решения
этой проблемы предлагается создать условия для совместного обучения в детских
садах нормотипичных детей и ребят с нарушениями развития. По проекту В.Семеновой
порядка 28 детей смогут пройти путь полноценной социализации, что даст им шанс
в дальнейшем обучаться в общеобразовательных школах, а 30 педагогов научатся
работать в подобных группах.
Для реализации второго проекта также требуется
финансовая помощь. «Мы готовы оплатить обучение не 30, а 300 специалистов.
Прошу Управление образования и главы районной администрации определить точное
количество сотрудников, которые желают обучиться», – поручил градоначальник.
Далее со своим проектом «Я знаю, я смогу» для детей от 7 до 14 лет выступила
учитель-дефектолог школы №156 Вера Занько. Ее работа посвящена обучению
родителей детей с расстройством аутистического спектра навыкам работы с
поведением. В.Занько предлагает отобрать целевую группу – 130 родителей, после теории
и практики по результатам теста из их числа отберут 20 человек для дальнейшей
работы. Наиболее активные семьи получат консультацию поведенческого аналитика,
который составит программу для работы с ребенком на дому. Для реализации
проекта требуется оплатить работу специалистов. «Все, что мы обсуждаем, должно
быть, прежде всего, по желанию. Проект должен быть эволюционным, таким как школьные
ярмарки, когда начинали с одной школы и выросли до целого города», – подчеркнул
Мэр, также поддержав инициативу учительницы.
В четвертом треке – «Проекты для детей от 14 до 18 лет»
– лучшим признан проект «Раскрытие» учительницы
лицея №78 Зухры Тумакаевой. «Подростки с ментальными нарушениями часто не
готовы к полноценной жизни. Для решения проблемы предлагается проводить занятия
по четырем векторам (творчество, сервисы и услуги, типография, IT), полученные на уроках знания могут
потом воплотиться в профессию», – объяснила она. Для реализации проекта
необходимо обучить сотрудников, которые будут заниматься с детьми. Ильсур
Метшин одобрил идею и поинтересовался, есть ли те специалисты, которые смогут
провести обучение. По словам З.Тумакаевой, такая команда в городе имеется.
Серия презентаций завершилась проектом для людей от 18
лет «Эш вакыты!». Его цель – трудоустроить
молодых людей с ментальной инвалидностью. Предлагается обучать ребят
по 4-м направлениям: типография, клининг, кулинария и растениеводство. После
прохождения обучения молодые люди в сопровождении педагогов и тьюторов смогут участвовать
в стажировках и работать. Заключительный этап проекта предполагает трудоустройство
минимум 8 человек, по необходимости их на рабочих местах будут сопровождать
специалисты, рассказала педагог-дефектолог гимназии №180 Алсу Заббарова. «Надеюсь,
что «Добрая Казань» будет прирастать такими проектами, мы будем их
поддерживать. Они помогают детям с ментальными нарушениями, а сегодня мы обсуждаем
не только детей, но и совершеннолетних. Давайте реализуем эти проекты. Для меня
важно, чтобы они не остались пилотными, а переросли в системную работу под сводами
крыши нашей «Доброй Казани», – отметил И.Метшин.
«Мы ознакомились с
проектами, я обязательно их поддержку. Верю, что с этих проектов по каждому
направлению получится системная работа, чтобы родители и дети не были одни в
этой дороге. Я помню слова родителей особенных детей, когда остаются один на
один с проблемами, кажется, что жизнь остановилась. Но благодаря неравнодушным
людям они находят поддержку, возможность жить и быть счастливыми. Вот, что
важно», – сказал глава города. «Я прошу систематизировать проекты, отразить их
на бумагу с расчетами. Еще раз говорю, мы
хотим, чтобы это все это было не только инициативами, а превратилось в большую
системную работу в сфере инклюзии», – заключил Мэр.