(Город Казань KZN.RU, 13 декабря, Камиля
Губайдуллина). Пилотный запуск проекта «Цифровая бухгалтерия» позволил муниципалитету
сэкономить средства, провести оптимизацию ресурсов и облегчить работу
бухгалтеров структурных подразделений городской администрации, сообщил на
деловом понедельнике в Исполкоме Казани начальник Финансового управления Ирек
Мухаметшин. Он анонсировал запуск бота, который позволит ускорить работу
специалистов, усовершенствование портала госуслуг РТ и другие нововведения. В
свою очередь, Мэр Казани Ильсур Метшин поручил продолжить работу над проектом и
распространить его на другие подразделения.
«Бухгалтерия, финансы – это очень консервативный
орган, который меньше всего хочет меняться, тем более изнутри. То, что там
увидели такие резервы, заслуживает похвалы. Это хороший пилотный проект, который
должен обязательно внедряться и дальше, не только в бухгалтерии, – сказал глава
города. – В Год цифровизации столица должна быть в авангарде всех
преобразований в республике. Чтобы по итогам года такие же результаты мы могли
доложить уже по всем подразделениям Исполкома. Ничего невозможного здесь нет».
В 2020 году началась реализация проекта «Цифровая бухгалтерия», который
предусматривает централизацию бухгалтерских служб Исполкома Казани и переход на
современные стандарты обслуживания. Был проведен детальный анализ работы районных
бухгалтерий, лучших практик, реинжиниринг процессов с учетом перехода на электронный
документооборот (ЭДО) и отказа от лишних элементов согласования.
Впервые была разработана матрица нормирования,
которая позволяет рассчитывать нагрузку по всем основным процессам на одного
бухгалтера, а также применена новая прогрессивная система оплаты труда. Кроме
того, 56 учреждений Управления образования были переведены на бухгалтерское
обслуживание в отдел стандартизации, а также создан Центр бухгалтерского
обслуживания (ЦБО), который с лета 2021 года осуществляет бухгалтерское
обслуживание 500 учреждений образования, где работают более 40 тыс. человек.
Благодаря ЭДО и экономии бумаги удастся
сберечь 470 деревьев
По словам Ирека Мухаметшина, основным результатом
реализации проекта является практически полный переход казанских учреждений на
электронный документооборот (ЭДО) при взаимодействии друг с другом. На сегодняшний
день уже 500 тыс. документов получено и отправлено по этой системе, а в планах
на следующий год – 800 тыс. документов, что позволит отказаться от приобретения
порядка 4-5 млн листов бумаги и убережет от вырубки около 470 деревьев.
«Почти 500 сэкономленных, не срубленных деревьев в
год – это показатель. Молодцы, что приводите такие примеры, – отметил
градоначальник. – В Год цифровизации, который был объявлен Президентом РТ, мы
хотим видеть не менее значимые результаты, но уже по всем направлениям».
85%
руководителей учреждений образования одобряют реализацию проекта «Цифровая
бухгалтерия»
Также с внедрением ЭДО сотрудникам учреждений
образования, а также родителям, чьи дети посещают детский сад, больше не нужно
ездить за справками, добавил И.Мухаметшин. Речь идет, к примеру, о 2-НДФЛ,
справке об отсутствии задолженности по родительской плате, справке для налогового
вычета. По его словам, теперь они направляются онлайн в само учреждение для
передачи заявителю. «В данном контексте отмечу, что Минцифры РТ по нашему
запросу предварительно согласована доработка портала госуслуг РТ, которая
позволит такие справки заказывать и получать через личный кабинет на портале»,
– сказал он.
Кроме того, ЭДО позволяет руководителям учреждений
не терять время на поездку и пребывание в централизованной бухгалтерии. По
результатам опроса, в среднем на это уходило от 1 до 2 часов дважды в неделю.
«Еще одним ярким примером эффективности цифровой
трансформации бухгалтерии является отправка корешков по зарплате в электронном
виде и ведение архива личных карточек сотрудников в цифре. В рамках ЦБО только
перевод в электронной вид архива по карточкам дал нам эффект в 6 штатных
единиц. Отметим, что ежемесячно ЦБО отправляет более 24 тыс. корешков для
сотрудников учреждений образования», – рассказал начальник Финансового
управления.
Он добавил, что для улучшения клиентского сервиса трижды
в неделю проводятся онлайн-совещания со всеми учреждениями в формате
«вопрос-ответ». Также был создан контакт-центр.
Кроме того, в рамках проекта успешно протестирована
идея по установке двух мониторов на рабочих местах бухгалтеров для упрощения
работы и исключения необходимости распечатки. До конца года планируется так оснастить
50% рабочих мест в ЦБО.
«Цифровая трансформация коснулась бухгалтерских
программ, доступ к которым реализован через облачные сервера, что позволяет
бухгалтеру работать в любом месте, где есть компьютер и интернет. Также внедрен
режим комбинированной удаленной работы, когда бухгалтер работает в офисе и дома
через день», – сообщил И.Мухаметшин.
Опрос руководителей учреждений образования показал, что 85% из них одобряют
реализацию проекта «Цифровая бухгалтерия», причем 50% из них отмечает улучшение
качества предоставляемых услуг. В части взаимодействия с бухгалтерами в
удаленном режиме 80% опрошенных отметили отсутствие каких-либо трудностей.
«Внедренные инновации дают возможность удаленной
работы, а это значит, что несмотря ни на какие вызовы, которые мы два года
назад переживали и продолжаем переживать сегодня, работоспособность учреждений
обеспечена при любых условиях», – сказал Мэр Казани.
«Бот не совершает ошибок и не подвержен
профессиональному выгоранию»
По словам начальника Финансового управления, помимо
взаимодействия между бухгалтерией и учреждением, поэтапно была проведена работа
по изменению регламентов и переходу на электронный документооборот с
государственными и муниципальными структурами. Проводится поэтапная работа по
переводу на полный электронный документооборот крупнейших поставщиков услуг. На
сегодня все ресурсоснабжающие организации работают по ЭДО. Только на них
приходится порядка 30 тыс. документов в год.
«Проведенные мероприятия позволили оптимизировать
штатную численность бухгалтеров на 20%, что дает экономию фонда оплаты труда в
годовом исчислении около 40 млн рублей. Сейчас средний показатель по
обслуживанию одного учреждения составляет 0,7 штатных единиц, что в 5 раз
эффективнее по сравнению с учреждениями на самостоятельном учете. Таких
учреждений у нас еще более 50», – добавил И.Мухаметшин.
Он отметил, что следующим этапом реализации проекта
станет централизация оставшихся на самостоятельном учете учреждений социальной
сферы и отдельных структурных подразделений Исполкома, а также внедрение ботов,
которые позволят значительно сократить объем монотонной работы бухгалтера.
Так, по его словам, время регистрации одного
документа для бухгалтера в среднем составляет 3 минуты 48 секунд. Если это
будет делать бот, время операций сократится в 9 раз. Автоматизация этого
процесса позволит снять пиковую нагрузку, которая чаще всего приходится на
конец года. Всего таких операций по регистрации контрактов совершается около 40
тыс. в год. «Бот не совершает ошибок и не подвержен профессиональному выгоранию
из-за монотонной работы. Сейчас мы совместно с руководителем проектного офиса
тестируем, смотрим стабильность работы, вопросы безопасности», – рассказал
докладчик.