Первым официальным мероприятием в рамках празднования Дня республики и Дня города в Казани стало сегодня открытие Детской железной дороги в лесопарке «Лебяжье». В церемонии запуска нового объекта транспортной инфраструктуры столицы Татарстана приняли участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, Мэр Казани Ильсур Метшин, глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, другие официальные лица.
Решение о строительстве «с нуля» первой в истории современной России железной дороги для обучения детей было принято в середине прошлого года в ходе встречи Минтимера Шаймиева и Владимира Якунина в Казанском Кремле. Работы на территории городского лесопарка «Лебяжье», расположенного между пригородными поселками Юдино и Залесный, начались летом 2006 года и были окончены в начале этой недели. Общая сметная стоимость объекта составила 450 млн. рублей, в том числе 144 млн. рублей - средства бюджета РТ, 306 млн. рублей - ассигнования ОАО «РЖД».
Особенностью Детской железной дороги, как учреждения дополнительного образования, является то, что здесь, помимо учебного и воспитательного процесса, будут оказываться услуги по перевозке пассажиров. На маршруте специального поезда расположены четыре станции. Вокзал и пост электрической централизации, откуда осуществляется управление всем участком Детской железной дороги, расположены на начальной станции «Яшьлек» («Молодежная») – возле поселка Залесный за железнодорожным техникумом. Конечная станция - «Изумрудная» - примыкает к юдинскому карьеру и оснащена кассовым павильоном. Возведены и две промежуточные платформы – «Березовая роща» и «Спортивная». Новая железнодорожная линия проходит по живописной зоне соснового леса, а потому претендует стать новым излюбленным местом отдыха для казанцев.
Детская железная дорога имеет протяженность 4,2 км, ширина железнодорожного пути составляет 750 миллиметров. Объект оборудован семью стрелочными переводами, двумя переездами, оснащен современной техникой, используемой на сети классических железных дорог – приборами безопасности, светофорами, системой централизации и автоблокировки, средствами связи.
Административно-учебный корпус ДЖД включает в себя кабинеты для изучения железнодорожных специальностей - вагонников, путейцев, движенцев, локомотивщиков и специалистов хозяйств сигнализации, централизации и блокировки, связи, пассажирского хозяйства. Здесь же расположена столовая, спортзал, двухместные комнаты со всеми удобствами для проживания иногородних ребят.
Для содержания подвижного состава построено тепловозо-вагонное депо, где будут размещаться и ремонтироваться два учебных тепловоза ТУ-7А и четыре пассажирских вагона. Дизельные тепловозы изготовлены на Камбарском машиностроительном заводе в Удмуртии, а пассажирские вагоны - на ОАО «Метровагонмаш» в Мытищах.
Две группы детей из школ поселков Юдино, Залесный и Беляевское прошли обучение на базе Детской железной дороги в Нижнем Новгороде. Кроме того, с сентября будет организован набор учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ города и республики для обучения по трехгодичной программе. Освоив азы железнодорожных специальностей, ребята получат свидетельство об окончании ДЖД, что поможет им при поступлении в профильные учебные заведения. Так, на Казанском отделении Горьковской железной дороги располагаются железнодорожный техникум и филиал Университета путей сообщений.
Как отметил в ходе церемонии открытия ДЖД в Казани Владимир Якунин, с сегодняшнего дня в России функционирует уже 24 таких объекта, однако сами железнодорожники не склонны называть их «детскими», предпочитая термин «малая железная дорога». «Они огромны с точки зрения энтузиазма юных железнодорожников, их желания работать и учиться, - подчеркнул глава РЖД. - Это золотой фонд граждан нашей страны, которые с молодых лет учатся трудиться и воспитывают в себе глубокое чувство ответственности». Он добавил, что армия таких энтузиастов в нашей стране насчитывает более 12,5 тыс. человек.
По словам Владимира Якунина, в Татарстане, демонстрирующем мощное социально-экономическое развитие, уделяется огромное внимание подрастающему поколению. «Для нас всегда приятно сотрудничество с такой республикой», - отметил он. Президент ОАО «РЖД» подарил юным железнодорожникам микроавтобусы «ПАЗ» и «Газель».
Приветствуя собравшихся на праздничный митинг граждан, Минтимер Шаймиев выразил огромные слова благодарности строителям объекта и всем железнодорожникам, которые трудятся на Казанском отделении ГЖД. «Прославленные юдинцы, вы во все времена с высоким профессионализмом работаете на одном из крупнейших железнодорожных узлов страны, - сказал Президент РТ. - Это не только моя оценка, об этом свидетельствуют многочисленные знамена и призовые места, которых из года в год, из квартала в квартал удостаивается Казанское отделение ГЖД, а вы являетесь его сердцевиной». Он также отметил, что экономическое развитие республики не было бы обеспечено в полной мере без слаженного труда железнодорожников.
Глава республики выразил особую признательность главе РЖД Владимиру Якунину за то, что тот сам выступил инициатором и лично контролировал ход строительства Детской железной дороги в Казани. «Все вопросы по ходу строительства решались так быстро и слаженно, что это могло бы быть достойным примером для подражания для всех органов власти», - отметил Минтимер Шаймиев. «Благодарю вас от имени всех татарстанцев, - сказал Президент РТ. - Дорога детская, но не игрушечная. Наконец-то осуществилась мечта не только наших детей, но и более старших поколений. Это действительно путь в будущее – из таких дорог мы выходим на широкие рельсы и обеспечиваем дальнейшее благополучие нашей страны».
Минтимер Шаймиев вручил юной начальнице вокзала по имени Диана видеопроектор для применения в учебном процессе.
Разрезав символическую голубую ленточку напротив главного входа в «детский» вокзал, почетные гости церемонии осмотрели его внутреннее убранство и вышли на посадочную платформу для совершения первого рейса в истории казанской ДЖД на красочном поезде «Радуга» («Салават купере») от станции «Яшьлек» до конечной остановки «Изумрудная». Первыми пассажирами также стали руководители Казанского отделения ГЖД и журналисты.
Как пояснил корреспонденту агентства «Татар-информ» по ходу движения поезда начальник ДЖД Казани Ринат Байгельдин, данный объект будет функционировать только в летний период. В течение учебного года юные сотрудники ДЖД в свободное от получения основного образования время смогут пройти теоретическую подготовку. «Железнодорожный факультатив» является абсолютно бесплатным для детей и их родителей – все финансирование образовательного процесса берет на себя Горьковская железная дорога. При этом для воспитанников ДЖД не предусмотрена выплата стипендий либо выплата заработной платы, отметил Р.Байгельдин.
Проезд по ДЖД платный: для детей в возрасте от 5 до 10 лет билет в один конец стоит 23 рубля, для «тинэйджеров» и взрослых – 36 руб., малыши в сопровождении родителей могут кататься бесплатно. За эти деньги пассажиры получают незабываемые впечатления от поездки продолжительностью 23 минуты под интересную музыку в комфортабельном вагоне, оснащенном видеотабло и мягкими креслами, со средней скоростью от 15 до 20 километров в час. Поезд вмещает более 150 человек, курсирует по три раза в сутки в каждом направлении. Билетные кассы ежедневно работают с 9.30 до 15.30 с перерывом на часовой обед в полдень. В вокзале также действует детское кафе с широким ассортиментом продукции. Сегодня, в честь Дня республики, все желающие могут воспользоваться услугами ДЖД бесплатно. В год открытия казанская ДЖД будет работать до 9 сентября, сообщили корреспонденту агентства «Татар-информ» ее юные сотрудники.
Как сообщается на сайте ОАО «РЖД», вслед за Казанской ожидается сдача в эксплуатацию Кемеровской детской железной дороги. Кроме того, руководство компании ведет переговоры о строительстве подобных объектов с администрациями Санкт-Петербурга, Свердловской и Тюменской областей. Свою ДЖД хотят заполучить и самарцы.
«Татар-информ», Булат Сруров