(Город
Казань KZN.RU, 11 февраля,
Ксения Швецова). За прошлый год Казань сэкономила 1,2 млрд рублей на закупках
муниципальных заказчиков, унитарных предприятий и акционерных обществ – это
почти в 2 раза больше, чем в 2017 году. Если несколько лет назад закупки
проводились муниципальными структурами
самостоятельно, то сегодня, благодаря созданию Дирекции по конкурентной
политике и закупкам, удалось навести порядок во взаимодействии между
муниципалитетом и бюджетополучателем. Об этом заявил сегодня на деловом понедельнике
Мэр Казани Ильсур Метшин в ходе обсуждения основных итогов работы Дирекции за
прошлый год.
На закупках Комитета внешнего благоустройства
удалось сэкономить 33 млн рублей
Как
рассказал руководитель Дирекции по конкурентной политике и закупкам города
Казани Григорий Харитонов, сегодня структурное подразделение обеспечивает
сопровождение закупочной деятельности у 650 муниципальных заказчиков. Только за
прошлый год муниципальными заказчиками было инициировано и размещено 1225
конкурентных процедур на 5,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом
2017 года объем муниципальных закупок уменьшился на 40%, а количество
проводимых процедур увеличилось на 6%. «Это обусловлено проведением в 2017 году
крупных закупок – таких, как реконструкция биологических очистных сооружений
канализации, услуги по предоставлению кредитных средств», - пояснил
Г.Харитонов.
На
4,6% увеличился объем размещенных конкурентных закупочных процедур для
субъектов малого и среднего предпринимательства – по итогам прошлого года он
составил 634 млн рублей или 12,1% от общего объема проведенных конкурентных
процедур.
Крупнейшим
муниципальным заказчиком, по словам спикера, в прошлом году стал Комитет
внешнего благоустройства – объем закупок здесь составил более 1 млрд рублей.
Экономия бюджетных средств по результатам госзакупок составила 33 млн или 3,2%.
Основной объем закупок пришелся на содержание дорог, искусственных сооружений и
благоустройство, а наибольшая экономия достигнута при закупках по содержанию
искусственных сооружений и систем полива. Другими крупными заказчиками были
администрации районов города.
В
пятерке заказчиков с годовым объемом закупок, превышающим 10 млн рублей, по
которым был обеспечен наибольший процент экономии, стали Комитет земельных и
имущественных отношений, муниципальная система «Автоматизированная система
управления дорожного движения», Управление образования, Казанский зооботсад и
Комитет по развитию туризма. Экономить на торгах удается в первую очередь за счет
конкуренции среди потенциальных поставщиков. Так, по данным закупкам в среднем
на один лот претендовали 3-4 участника.
В
рамках консультирования унитарных предприятий и акционерных обществ города
Дирекция формирует рекомендации для заказчиков. Так, специалисты дают советы по
оптимизации начальной цены контракта, требованиям к объектам, объемам закупок и
условиям поставок. «За прошлый год мы рассмотрели 13410 заявок от 14 унитарных предприятий и
акционерных обществ на сумму 18,8 млрд рублей», - рассказал Г.Харитонов и
добавил, что дирекция рассматривает
и проводит анализы закупок от 0 рублей.
При рассмотрении заявок муниципальных
заказчиков, унитарных предприятий и акционерных обществ совокупная экономия составила 262 млн
рублей за счет подготовки рекомендаций по оптимизации условий закупок.
«Иногда работа хромает из-за недобросовестных участников рынка закупок»
В
качестве примера экономии докладчик рассказал о запросе картинной галереи
Васильева на выделение 14,4 млн рублей для дооснащения системы пожаротушения.
В ходе анализа специалисты Дирекции выявили, что на баллонах с газом для
пожаротушения отсутствует необходимая техническая документация из-за
неисполнения обязательств генподрядчиком по капремонту галереи в 2013 году.
Восстановив паспорта на баллоны, удалось избежать повторных трат на замену
исправного оборудования пожаротушения.
Г.Харитонов
привел еще один пример – по запросу на приобретение насосной станции для
подкачки воды в озере Лебяжье на сумму 2,8 млн рублей в результате
корректировки сметных расчетов рекомендовано к выделению – 2 млн рублей, экономия
таким образом составила 28%.
В целом
совокупная экономия на закупках муниципальных заказчиков, унитарных предприятий
и АО города составила более 1,2 млрд рублей.
«Это
очень хороший результат, почти в 2 раза больше, чем в прошлом году, - отметил
Мэр Казани Ильсур Метшин. - Тем, кто думает, что мы купаемся в золоте и
деньгах, хочу сказать, что это не так, и экономия в 1,2 млрд рублей – это для
нас огромная сумма. Нас очень радует рост числа закупок у представителей малого и среднего
бизнеса», - сказал Мэр и также добавил, что законодательная база в сфере
госзакупок на сегодняшний день несовершенна и требует изменений. «Мы обязаны
выбирать минимальную цену, но не всегда участники оказываются добросовестными.
Иногда они специально роняют цену, а потом не могут выполнить свои
обязательства. Все это сбивает наш ритм, наши планы, и зачастую реализация
городских, республиканских программ из-за этого хромает. Но мы должны работать
в той ситуации, какая есть».
Проектная
комиссия Исполкома рассмотрела 30 проектов муниципальных структур
В
ходе рассмотрения заявок МУП и АО специалисты Дирекции осуществляют не только
мониторинг рыночных предложений товаров и услуг, а также анализируют
ограничение конкуренции, обоснованность объемов и возможность закупки аналогов,
соответствующих потребностям заказчика. Все
это позволяет экономить немалые средства, отметил Г.Харитонов. К примеру, МУП «Горводзеленхоз» подавал заявку на
покупку автобусов на 2,1 млн рублей. По результатам взаимодействия с заказчиком
и потенциальными поставщиками был предложен более экономичный вариант с
бензиновым двигателем. Общая экономия составила 620 тысяч рублей.
Аналогичная
работа проводится и по заявкам муниципальных заказчиков. Так, при согласовании
заявки на закупку оборудования по робототехнике для многопрофильной школы №181
на сумму 2 млн рублей, специалисты Дирекции нашли поставщиков с более выгодными
предложениями. Общая экономия составила 724 тысячи рублей. Таким образом, у
школы, которая открылась только в прошлом году, появились свободные финансовые
ресурсы и возможность закупки дополнительного оборудования.
Как напомнил руководитель Дирекции, в
конце 2017 года в Казани на базе Исполкома была создана проектная комиссия, к
основным функциям которой относятся рассмотрение и оценка показателей эффективности,
установление приоритетов реализации, формирование рекомендаций по источникам
финансирования, рассмотрение фактических результатов реализации проектов. На
сегодняшний день комиссия рассмотрела 30 проектов.
В
этом году, по словам докладчика, планируется реализация новой деятельности по
контролю закупок муниципальных заказчиков, осуществляемых с единственным
поставщиком до 100 и 400 тысяч рублей.
«Если
5-6 лет назад все городские предприятия вели закупки отдельно, то создание
Дирекции по конкурентной политике и закупкам позволило навести порядок в этой
сфере, наладив взаимодействие между муниципалитетом и бюджетополучателями», - отметил
Ильсур Метшин. «Важно, что в Дирекции работают не просто чиновники, а специалисты
по финансовым рынкам. Работа поставлена на поток, и самое главное – вода в этом
потоке прозрачная. Мы делаем все для того, чтобы обеспечить равные права и возможности для всех участников закупок. Мы обязательно продолжим эту важную работу», - резюмировал он.