(Город
Казань KZN.RU, 14 сентября, Михаил Ченцов). Один из ресурсных классов для детей
с расстройством аутистического спектра (РАС) в школе №1 Вахитовского района
Казани посетил сегодня Мэр города Ильсур Метшин. Такие классы в этом году
впервые появились сразу в пяти образовательных учреждениях столицы Татарстана. Градоначальник
заглянул на урок специального класса, где пообщался с преподавателем и
учениками.
1
сентября 2017 года в Казани ресурсные классы для детей с аутистическими
заболеваниями открылись в школах №№1, 65, 97, 156, 168. Так, на средства
одного из организаторов социального проекта Благотворительного фонда «В твою
пользу» специализированные помещения появились в школах №1 и №97. Стоимость
обустройства классов составила 1,66 млн. рублей. Кроме того, еще почти 335
тысяч рублей фонд выделил на подготовку 17 учителей и тьюторов по специализированной
педагогической программе.
Как
отметила генеральный директор БФ «В твою пользу» Дарина Табакова, которая
вместе с Ильсуром Метшиным посетила школу №1, учителя ресурсных классов
работают по специальной программе, которая хорошо себя зарекомендовала как в России,
так и в международной практике. «Совместно с Управлением образования Казани
нами был подготовлен социальный проект по обучению детей с расстройством
аутистического спектра в рамках средних школ города. Мы полностью оборудовали
кабинеты, обучили персонал (учителей и тьюторов), которые работают с детьми
ежедневно. Это позволяет социализировать детей, полностью давать инклюзию,
чтобы в дальнейшем они могли жить в обществе», - рассказала она о проекте.
В
школе №1 в ресурсном классе обучаются 7 воспитанников: четыре ребенка в 1
классе, два – во 2-м, и один – в 3-м. А всего по городу было подано 19
заявлений от родителей детей с РАС о получении стандарта начального образования – все
дети устроены в соответствующих классах. До открытия ресурсных классов, дети
учились в коррекционных школах или находились на домашнем обучении, то есть
были закрыты от общества. Хотя именно инклюзивное обучение помогает таким детям
социализироваться и находить свое место в обществе.
Преподаватель
Ольга Галанина, которая занимается с детьми с расстройством аутистического
спектра, сообщила Мэру Казани, что в мировой практике известно множество
случаев, когда у детей-аутистов, с которыми занимаются, происходит коррекция, и
даже снимаются диагнозы. «Раньше это были единичные случаи, сейчас это
происходит более массово. Есть яркий пример – первый аутист, с которым я
работала, он учился в обыкновенной школе, потом закончил Энергоинститут, и вот
буквально в июне у него была свадьба. Они ничем не отличаются от нас, они такие
же, как и мы», - подчеркнула педагог.
По
словам И.Метшина, он специально приехал посмотреть, как реализуется новая, но
очень важная для города программа. «Мы начали эту работу вместе с председателем
правления «Банка Казани» Оскаром Прокопьевым и фондом «В твою пользу» в рамках
проекта «Добрая Казань». Для нас это, на самом деле, новое направление. Мы
обязательно будем его поддерживать, изучать и продолжать внедрять в жизнь.
Потому что в мире есть положительный опыт, и не только в мире, слава богу, но и
в вашей школе. Спасибо вам большое за эту работу!», - сказал Ильсур Метшин.
Ольга
Галанина также рассказала Мэру Казани подробнее об особенностях учебы в специальном
классе. Она отметила, что до недавнего времени в принципе не было
адаптированной образовательной программы с участием тьюторов. Такие специалисты
помогают детям на протяжении всего дня – весь учебный процесс построен на том,
что взаимодействие с людьми проходит через них.
«У
нас есть мальчик, второклассник, с которым тьютор уже работает отдаленно, через
две парты. Он только наблюдает, но в необходимых ситуациях подходит к ребенку и
помогает ему взаимодействовать. В самом начале эта программа строится по теории
ABA – отрабатываются определенные поведенческие
моменты, навыки, умения, а потом мы переходим на более глубокий уровень
регуляции и самосознания. Это процесс достаточно долгий, трудоемкий, но эффективный,
потому что в дальнейшем, исходя из моего опыта работы, дети социализируются, и тьютор
им уже не нужен», - рассказала она.
В
завершение урока И.Метшин поздравил одного из семи учеников класса с днем
рождения. Именинник Рамир, которому сегодня исполнилось 8 лет, получил в
подарок от Мэра Казани конструктор. «Как соберешь – позовешь в гости! С днем
рождения тебя, будь здоров и счастлив», - сказал градоначальник.
Вместе
с главой столицы РТ школу также посетили первый заместитель руководителя Исполкома
Казани Дамир Фаттахов, начальник Управления образования города Ильсур Хадиуллин и глава администрации Вахитовского и Приволжского районов
Андрей Лобов.
Напомним,
с прошлого года в России внедрены госстандарты образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Так, в Казани 61 школа адаптирована для
обучения детей-инвалидов, 34 учреждения являются базовыми площадками по инклюзивному
образованию в каждом районе города. Уже создано 2 ресурсных центра, которые
установили сетевое взаимодействие со специализированными медицинскими
учреждениями, а в музыкальной школе №13 открыт класс для незрячих детей.